Вход Господень в Иерусалим

Праздник Вход Господень в Иерусалим является переходящим и совершается Церковью в последнее воскресение перед Пасхой, в Неделю Ваий. В этом году мы будем вспоминать это евангельское событие 24 апреля по новому стилю (11 апреля по ст.ст.).

В этой раз хотелось бы поговорить о связи праздника Вход Господень в Иерусалим с событиями Священного Писания Ветхого Завета, посмотреть на этот радостный, торжественный и в тоже время печальный день как на день исполнения ветхозаветных пророчеств. В этот день надлежало осуществиться многим ветхозаветным пророчествам, дабы показать всему народу израильскому, кто входит во славный град Иерусалим.

Евангелисты Матфей (21: 1–2), Марк (11: 1–6) и Лука (196 28-34) обращают внимание на историю обретения осла для поездки неспроста. Обстоятельства нахождения этого животного становятся исполнением пророчества: «не оскудѣ́етъ кня́зь от¬ Иýды и вóждь от¬ чрéслъ егó, дóндеже прiи́дутъ от¬ложéная емý, и Тóй чáянiе язы́ковъ:пр謬вязýяй къ лозѣ́ жребя́ своé и къ ви́н¬ничiю жребцá осля́те сво¬егó, исперéтъ винóмъ одéжду свою́ и крóвiю грóздiя одѣя́нiе своé» (Быт. 49: 10–11). А само торжественное шествие в Иерусалим было, по словам евангелистов Матфея и Иоанна, точным осуществлением еще одного ветхозаветного пророчества: «Рáдуйся зѣлó, дщи́ Сióня, проповѣ́дуй, дщи́ Иерусали́мля: сé, Цáрь твóй грядéтъ тебѣ́ прáведенъ и спасáяй, тóй крóтокъ и всѣ́дъ на подъярéмника и жребцá ю́на» (Зах. 9:9). Это исполненное в точности пророчество не могло относиться ни к кому иному, кроме как к Мессии, ожидаемому израильским народом. Книга пророка Захария датируется примерно 520 г. до Р. Х., а последний законный царь Израильского царства, царь Захарий, был убит около 753-752 г. до Р. Х. Поэтому слова пророка обращены к будущем евреям, которым будет суждено увидеть Мессию, входящего в Иерусалим как Царь мира.

В событиях входа Господа в Иерусалим можно найти еще несколько мотивов, отсылающих нас к ветхозаветным временам. Давайте вспомним помазание на царство Соломона, описывающееся в 4-ой Книге Царств: «И речé и́мъ цáрь: по¬ими́те съ собóю рабы́ господи́на вá-шего, и всади́те сы́на мо¬егó соломóна на мскá мо¬егó, и веди́те егó къ гióну,и да помáжетъ егó тáмо садóкъ иерéй и наѳáнъ прорóкъ въ царя́ надъ Изрáилемъ, и воструби́те трубóю рóжаною и речéте: да живéтъ цáрь соломóнъ» (3 Цар. 1: 32–34). При входе в град народ торжественно встречал Спасителя радостными возгласами: «осáн¬на Сы́ну Дави́дову: благословéнъ гряды́й во и́мя Госпóдне: осáн¬на въ вы́шнихъ» (Мф. 21: 9). При этом возглашали даже грудные дети, которые в силу возраста не могли еще говорить (Мф. 21: 16). Так, по Божественному провидению, в точности исполнились пророчества царя и псалмопевца Давида: «Сéй дéнь, егóже сотвори́ Госпóдь, воз-рáдуемся и воз¬весели́мся въ óнь. О, Гóсподи, спаси́ же, о, Гóсподи, поспѣши́ же. Благословéнъ гряды́й во и́мя Госпóдне: благослови́хомъ вы́ изъ дóму Госпóдня.» (Пс. 117: 23-26); «Изъ ýстъ младéнецъ и ссýщихъ соверши́лъ еси́ хвалý, врáгъ тво¬и́хъ рáди, éже разруши́ти врагá и мéст¬ника (Пс. 8: 3). Мессианское значение торжественной встречи Спасителя народом подчеркивается еще и указанием евангелистов на недовольство иудейских учителей возгласами народа и требованием к Иисусу Христу запретить людям подобные приветствия, явно указывающие на мессианское достоинство Спасителя (Лк. 19: 39-40, Мф. 21: 15-16, Ин. 12: 18).

Так, в день входа Господа в Иерусалим исполнились сразу несколько пророчеств о грядущем Мессии, дабы каждый мог увидеть в этом страннике обещанного Избавителя мира. К сожалению, даже книжники, которые должны были бы первыми узнать в Спасителе Мессию, не захотели этого признать и, напротив, возненавидели его всем сердцем своим.
Вступая в ворота Иерусалима, лишь Иисус Христос Один знал, что путь этот, устланный пальмовыми ветвями, ведет к Голгофе. Он шел по нему добровольно, дабы искупить грехи человечества. Последующее – предательство Иуды, Тайная вечеря с апостолами, моление в Гефсиманском саду, суд Понтия Пилата, восклицания все той же толпы: «Распни его!», путь на Голгофу и распятие, – все это события, непосредственно следующие за торжественным входом Господа в Иерусалим. Начиная с вечера этого воскресного дня, богослужебные тексты ведут верующих по следам Господа, начинается Страстная Седмица.

 

Пискунова А. В.
(историк, аспирант ИФ МГУ, молодежный работник храма)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *