Всем нам хорошо известна станция метро «Тверская» с ее Тверским бульваром, памятником А. С. Пушкина и «Макдональдсом». Но так было не всегда. Сегодня мы отправимся в 1881 год, когда известнейший предприниматель и краевед А. Н. Найденов готовил свои первые альбомы по достопримечательностям Москвы.
Тверской бульвар появился лишь в 1782 году на месте стен Белого города, рядом с которыми располагался Страстной монастырь. Сегодня больше нет монастыря, на его месте стоит Пушкинский кинотеатр, нет и Страстной площади, теперь она носит название «Пушкинская». Но Москва 1881 года знала другую Тверскую, помнила звон колоколов Страстного монастыря. Этот монастырь был построен царем Алексеем Михайловичем в память встречи на этом месте москвичами у ворот Белого города чудотворной Страстной иконы Божией Матери, по которой он и получил свое название. Чудотворный образ этой иконы был перенесен некогда сюда по приказу царя Михаила Федоровича Романова, отца Алексея Михайловича, когда в Москве буйствовала очередная эпидемия. Ранее эта икона находилась в нижегородском имении боярина Лыкова, близкого друга царя, где к тому времени она уже явила чудеса исцеления. Тогда же, по приказу царя Михаила Федоровича, было выбрано место на Тверской улице под 
строительство пятиглавого храма в честь этого образа. Москвичи очень любили этот храм, в него стекалось огромное число верующих в надежде получить исцеление от чудотворной иконы. Так что ко времени правления царя Алексея Михайловича созрела необходимость превратить обычный приходской храм в монастырскую обитель, место паломничества и постоянной сугубой молитвы.
Сегодня любителям старой Москвы Страстной монастырь известен по ставшей уже классической фотографии Найденого надвратной колокольни монастыря. Это колокольня появилась здесь только в середине 19 века. Ее архитектором был Михаил Дормидонтович Быковский. Изначально колокольню Страстного монастыря ждала судьба всех построек XVI-XIX веков, она должна была соответствовать духу времени, то есть в канонах существующего стиля. Все было бы так, если бы ее автором не стал Михаил Быковский.
М.Д.Быковский — идеолог историзма
Сын обрусевшего поляка, он прославился как идеолог историзма. Имея за плечами опыт реставрации Чудова и Вознесенского монастырей Московского Кремля, он выступил с программной речью «О неосновательности мнения, что архитектура Греческая или Греко-Римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях» (то есть ордерах классической архитектуры). Взамен приевшегося за годы александровского правления ампира, Быковский предложил строить архитектуру национальную, русскую, ибо «Христианин и язычник, Грек и Скиф не могли иметь одинаковое понятие о вещах». Итак, Быковский решил спроектировать колокольню, которая вобрала бы в себя все лучшие достижения русского зодчества XV-XVII веков. Причем колокольня должна была в тоже время выполнять роль проездных ворот. Итогом стала построенная им столпообразная, увенчанная шатром колокольня с церковью царевича Алексея, Человека Божьего. Надвратная церковь превратилась в важный градостроительный акцент, став доминантой в окрестностях Тверского бульвара. Большой колокол Страстного монастыря в Пасхальную ночь первым откликался на благовест Большого Успенского колокола колокольни Ивана Великого, тем самым давая сигнал к началу праздничного звона всех московских колоколен.
Годы советской власти
Таким Страстной монастырь встретил 1917 год. Уже через два года, в 1919 году, монастырь был закрыт. Место паломничество советская власть превратила в место попрания и осмеяния религиозных чувств верующих. Здесь был открыт Центральный антирелигиозный музей советских безбожников. На долгие годы колокольня монастыря превратилась в опору для плакатов и стендов. В столетний юбилей со дня кончины А. С. Пушкина, в 1937 г., городские власти решили разместить на В этом же году началась реконструкция площади, переименованной уже в Пушкинскую. Монастырские постройки были снесены. Сейчас на месте монастыря – памятник А.C. Пушкину, сквер и кинотеатр «Пушкинский». Вот он, памятник великому русскому поэту. Потерянный, оторванный от своего законного места образ А. С. выглядит сейчас несколько непонятно. Напрашивается вопрос, перед чем же так склоняет голову наш поэт? Разве перед нами, перед безликой толпой? Место его первоначального расположения было как раз напротив Страстного монастыря, на углу Тверского бульвара. Здесь на просторном месте, прогуливаясь по любимому бульвару, вдруг останавливается наш поэт, чтобы, сняв шляпу, поклониться святой обители, великой святыни Страстного монастыря. колокольне Страстного огромный изображением поэта. бывшего монастыря плакат с изображением поэта.
В этом же году началась реконструкция площади, переименованной уже в Пушкинскую. Монастырские постройки были снесены. Сейчас на месте монастыря – памятник А.C. Пушкину, сквер и кинотеатр «Пушкинский». Вот он, памятник великому русскому поэту. Потерянный, оторванный от своего законного места образ А. С. выглядит сейчас несколько непонятно. Напрашивается вопрос, перед чем же так склоняет голову наш поэт? Разве перед нами, перед безликой толпой? Место его первоначального расположения было как раз напротив Страстного монастыря, на углу Тверского бульвара. Здесь на просторном месте, прогуливаясь по любимому бульвару, вдруг останавливается наш поэт, чтобы, сняв шляпу, поклониться святой обители, великой святыни Страстного монастыря. Именно так и задумывал автор памятника Пушкину Александр Михайлович Опекушин.
О том прекрасном времени, когда все еще было на своих местах, остались воспоминания Валентина Петровича Катаева: «Памятник [Пушкину] в то время ещё стоял на своем законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно- сиреневого цвета, и удивительно подходил к его маленьким золотым луковкам. [Мы] привыкли также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склоненной курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря». И далее автор добавляет: « Сейчас, для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак». Наверно, можно было бы считать это эпилогом. Но в 2012 году по настоянию общественности здесь, на Пушкинской площади между Памятником Пушкину и Пушкинским фонтаном, был установлен памятный камень. Теперь он напоминает прохожим о том, что на месте площади с XVII века располагался Страстной Девичий Монастырь. Установка камня была приурочена к празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 года. Ведь именно в Страстном монастыре прошла первая после освобождения Москвы от наполеоновских войск Божественная Литургия. Так что, возможно, история Страстного монастыря вовсе и не закончилась, и у нас появился шанс еще при жизни увидеть возрожденную обитель и склонить перед ней свою голову, как некогда склонил ее Александр Сергеевич Пушкин.
Пискунова Анастасия Валерьевна (историк, аспирантка ИФ МГУ)
Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №2. Январь 2015 г.