Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии (14 января/27 января)

27 января (14 по ст. ст.) Церковь вспоминает святую равноапостольную Нину, просветительницу Грузии. Св. Нина родилась около 280 года в городе Коластры в Каппадокии. Ее отец Завулон состоял на военной службе у императора Максимиана и приходился родственником св. Георгию Победоносцу, а мать Сусанна была сестрой Иерусалимского Патриарха. Когда Нине было 12 лет ее родители, желая послужить Богу, оставили мирские профессии и прибыли в Иерусалим. С этого времени воспитанием будущей святой стала заниматься старица Нианфора.

Начало апостольского служения

Однажды, читая евангельские тексты, святая Нина задалась вопросом о месте нахождения хитона Иисуса Христа. От Нианфоры она узнала, что согласно преданию хитон находится в городе Мцхете, что в Иберии, стране лежащей к северо-востоку от Иерусалима; жители этой страны картвелы – язычники. В молитвах к Пресвятой Богородице святая Нина просила ее удостоить увидеть Иберийскую страну и найти хитон Господа нашего Иисуса Христа. Молитвы святой были услышаны, Богоматерь явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградных лоз. Проснувшись, святая Нина увидела этот крест у себя в руке, и, испросив благословения Иерусалимского Патриарха, отправилась в Иберию. По дороге чудесным образом избегнув мученической казни, святая прибывает в Мцхету, застав последний день идолопоклоннического праздника. По ее молитве природные стихии волей Божьей разрушали каменные статуи.

Поселившись в палатке недалеко от царского сада, святая Нина начинает помогать местным жителям: исцеляет приютившую ее семейную пару, страдающую много лет бесплодием, и умирающего ребенка другой женщины. После этих чудес святая начинает проповедовать Евангелие уже открыто, призывая местных язычников и иудеев к обращению в христианство. Среди уверовавших был и первосвященник карталинских евреев Авиафар, он поведал святой Нине, что прадед его Елиоз был в Иерусалиме при распятии Христа и приобрел хитон Его у римского воина, которому тот достался по жребию. Принеся его в Мцхету, Елиоз показал хитон своей сестре, а та, слезно облобызав его, пала замертво. Не имея возможности забрать хитон из рук сестры, Елиоз похоронил ее вместе с ним, и хотя точное место ее могилы неизвестно, полагали, что оно в царском саду, где растет большой кедр. Имевшиеся впоследствии знамения уверили святую, что хитон погребен именно там.

Продолжая проповедь Евангелия, со временем святая Нина обратила в веру и царя Иберии Мириана, после чего епископы и священники, присланные императором Константином, крестили народ иберийский и семью иудейского первосвященника из рода Елиоза. На том же месте, где рос кедр, царем Мирианом по указанию святой был поставлен первый храм Светицховели (в переводе с грузинского — животворящий столп), освященный в честь двенадцати апостолов. Сам кедр был спилен, а его части стали устоями храма.

Избегая славы и желая и дальше благовествовать язычникам Слово Божие, святая Нина вместе с пресвитером и диаконом отправляется во владения Кахетинской царицы Софии. Приведя ее саму и ее поданных к вере во Христа, в 335 году (по другим источникам, в 347) святая умирает, завещая похоронить себя там же в Кахетии — в селении Бодбе. В скором времени над ее могилой был заложен храм во имя святого великомученика Георгия -ныне там Бодбийский монастырь (2 км от города Сигнахи).

Посмертное почитание

Равноапостольные труды, подвижническая жизнь и чудеса, совершаемые святой Ниной при жизни и после смерти, побудили Иберийскую церковь с благословения Антиохийской причислить просветительницу Грузии к лику святых и установить в честь нее ежегодный праздник в день ее блаженной кончины.

Крест из виноградных лоз со слегка опущенными боковыми сторонами, врученный Богоматерью святой Нине, до 458 года хранился в Мхцете. Во времена последующих гонений на христианскую церковь крест попеременно находился в разных грузинских монастырях и храмах, в Армении, в царской России. Был возращен в Грузию императором Александром I. Ныне «крест святой Нины» хранится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе и является символом Грузинской Православной Церкви. Сама же равноапостольная Нина — одна из трех самых почитаемых в Грузии святых, вместе со св. Георгием Победоносцем и св. царицей Тамарой. Житие святой Нины является древнейшим памятником грузинской агиографической литературы. Древнейшая копия называется «Обращение Картли». Самая ранняя версия жития сохранилась в Шатбердской рукописи (X век).

Медведева-Якубицкая Мария Валерьевна

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №2. Январь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *