Святитель Филипп, Митрополит Московский (9 января/22 января).

Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 г. Аристократическое происхождение позволило будущему святителю получить лучшее образование и развитие, какое было возможно по тем временам. Он был взят ко двору, однако бесчинства и распри бояр в годы малолетства Ивана Грозного вынудили 30-летнего Феодора в 1537 г. порвать с придворной карьерой и тайно бежать из Москвы на Север в Соловецкий монастырь. Здесь он принимает постриг, скрыв от настоятеля свое боярское происхождение, и в течение десяти лет простым иноком несет различные послушания. Зарекомендовав себя не только настоящим подвижником монашеской жизни, но и блестящим хозяйственником, Филипп был избран игуменом обители. Его 18-летнее управление монастырем привело обитель в состояние расцвета. Неслучайно святителя Филиппа называют вторым основателем Соловецкого монастыря. Он воздвиг две великолепных каменных церкви – Успения Божией Матери и Преображения Господня, завел колокольный звон, построил келии и больницу, осушил болота, соединил каналами озера, проложил дороги. Духовная жизнь обители при игуменстве святого Филиппа также переживала период своего расцвета. Сам игумен был строгим подвижником, периодически уединялся и предавался умной молитве.

Святитель Филипп и царь Иван Грозный

Личность игумена Филиппа и его активная деятельность не могли остаться незамеченными царем. В 1566 г. Иван Грозный прислал Филиппу грамоту с приглашением в Москву для «духовного совета». Известный своей святой жизнью соловецкий игумен, по мнению царя, должен был укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Узнав о намерении Ивана Грозного сделать его Первосвятителем Русской Церкви, Филипп долго отказывался. Лишь после уговоров Собора русских иерархов он смиренно соглашается принять на себя нелегкое бремя управления Русской Церковью.

25 июля 1566 г. свершилось поставление святого Филиппа на кафедру Московских Первосвятителей. Став митрополитом, он в течение года пользовался уважением и расположением царя. Между государем и Первосвятителем, казалось, установились долгожданный мир и взаимопонимание. Казней в течение этого года почти что не было. Воцарившийся мир, однако, был неустойчив. Через год началась новая серия расправ, связанная с подозрением ряда бояр в государственной измене. Многих казнили без суда и следствия, и никто не смел заступиться за опальных.

Заступник за русский народ. Конфликт с царем

Святитель Филипп, перед восшествием на митрополичий престол получивший от царя право «советовать» государю, пытался воздействовать на совесть царя, беседуя с ним наедине. Однако это не принесло никаких результатов. Митрополит также писал Ивану Грозному послания, призывая его опомниться и прекратить кровопролитие, но царь не внимал словам святителя, а его послания пренебрежительно называл «Филькиными грамотами». Тогда святитель Филипп решился публично обличить Ивана Грозного. В одно из воскресений Великого поста за богослужением в Успенском соборе Кремля он прямо обратился к царю с речью, в которой, в частности, говорил: «От века не слыхано, чтобы благочестивые цари волновали свою державу, и при твоих предках не бывало того, что ты творишь; у самих язычников не случалось ничего такого…». Это выступление святителя привело царя в ярость, но он не посмел тронуть митрополита.

В следующий раз святой Филипп снова произнес обличительную речь: «У татар и язычников есть правда: в одной России нет ее; во всем мире можно встречать милосердие, а в России нет сострадания даже к невинным и правым. Здесь мы приносим Богу бескровную жертву за спасение мира, а за алтарем безвинно проливается кровь христианская…». Говоря это, святитель отказался благословить Ивана Грозного. Царь пришел в крайний гнев и решил расправиться с обличителем, для чего он нашел недоброжелателей, которые в угоду ему лжесвидетельствовали на святителя Филиппа. Митрополита обвинили в порочной жизни, колдовстве и государственном заговоре. Отвергнув все обвинения, Первосвятитель пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято. Митрополита ждало новое поругание. Уже после вынесения приговора о пожизненном заточении в темнице, святителя Филиппа заставили служить Литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября 1568 г. В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святого страдальца, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский монастырь. Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь.

Год спустя, 23 декабря 1569 г., в один из своих очередных карательных походов Иван Грозный, проезжая мимо Твери, послал к митрополиту Малюту Скуратова. На его просьбу благословить царя и его начинания Филипп стал обличать царские беззакония, чем вызвал гнев Малюты. Он набросился на немощного узника и задушил его. Так мученически закончил свою жизнь невинный страдалец.

Святитель Филипп был прославлен как священномученик в 1591 г., уже при сыне Грозного Феодоре Иоанновиче, который этой канонизацией стремился искупить грех отца.

Величайшее значение подвига святителя Филиппа заключается, прежде всего, в том, что он не убоялся обличать бесчеловечность, нечестие и деспотизм, преподносившиеся под видом православной монархии, тогда, когда вокруг царило всеобщее молчание. Митрополит Филипп не побоялся отдать за правду Христову и свою жизнь, и свое доброе имя.

Алёшков Владимир Владимирович (преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №2. Январь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *