Москва утраченная. История церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке

Сегодня мы поговорим о Покровке, точнее об одной из ее церквей, прозванной в народе «восьмым чудом света», «русским Нотер- Дамом». Речь пойдет о церкви Успения Божьей Матери, ставшей не только украшением всей Покровской улицы, но и неким символом Москвы. Сегодня прохожим об этом храме напоминают лишь два прилегающих к Покровке переулка, Сверчков и Потаповский (в старину Большой и Малый Успенский). В советское время города, улицы и переулки
переименовывались в таком количестве, что кого может сегодня удивить смена названий этих двух переулков? Но как раз в этом случае, редким для советского периода, речь шла не о желании искоренить память о культовом сооружении, а, напротив, о спасении этого памятника архитектуры. Но до этого времени еще далеко. А пока мы начнем рассказ с путешествия в далекий 1511 год, год строительства на Покровской улице первой деревянной церкви в честь праздника Успения Божьей Матери.

Стен Китай-города еще не существовало, но у восточной стороны Кремля уже начали разрастаться различные слободы. Среди них достойное место занимала слобода котельников, обслуживающих нужды царского двора. К 1511 году слобода котельников достаточно уже обжилась на новом мете и приступила к строительству своего приходского храма. Первая церковь Успения Пресвятой Богородицы была деревянной. Строительство Китайгородской стены при регентстве Елены Глинской повлекло за собой увеличение численности посада. Теперь слобода котельников обслуживала еще и нужды обычных москвичей. Так, уже через каких-то сорок пять лет, в 1556 году, материальный достаток этой слободы возрос настолько, что слободчане решают выстроить себе новую каменную церковь. Но и этой церкви было суждено прожить очень короткий срок. В начале XVII века на престол взошла новая династия Романовых, наступала новая эпоха.


Для Покровки смена династии имела также решающее значение, так как она стала главной государевой дорогой в царские резиденции – Измайлово и Рубцово. Теперь здесь стали селиться знать и зажиточные купцы – так появились новые прихожане Успенской церкви. Среди них одним из главных был купец-гость Иван Сверчков (термин употреблялся к тем зажиточным купцам, кто занимался иностранной и крупной оптовой торговлей). Перебравшись на Покровку, он выстроил себе собственные каменные палаты в Малом Успенском переулке, впоследствии названном в его честь. Вскоре своим иждивением в 1699 году он построил новую каменную церковь в честь Успения Божьей Матери. Для строительства он пригласил украинского крепостного крестьянина-зодчего Петра Потапова, выписав его к себе в Москву. Строя для себя новый домовый храм, вряд ли Сверчков мог тогда помыслить, что его детище снискает мировую славу. Конечно, церковь оставалась обычной приходской, но в тоже время она стала почетно «домовой» для семьи Сверчковых – второе крыльцо храма с парадной лестницей вело в сад, окружавший дом купца, то есть у Сверчкова имелся собственный отдельный вход.

«Восьмое чудо света», «русский Нотр-Дам»

Новая Успенская церковь стала жемчужиной московского барокко, эталоном этого стиля. В белокаменном декоре здания зодчий отразил почти все элементы и формы присущие именно московскому барокко. Здесь можно было увидеть и гребни над восьмериками приделов, и пучки угловых колонок, и обрамления окон и дверных проёмов с фигурными навершиями, и ризалиты с декоративными балкончиками, и невысокие шатры с главками, поставленные в основании центрального шатра колокольни. Стремясь придать непривычной еще для москвичей архитектуре черты традиционности, Потапов решил разместить по углам четверика храма 4 дополнительных малых главы, образующих вместе с одноглавым завершением восьмерика образ более привычного пятиглавия. С этой же целью была построена с западной стороны паперти высокая трехъярусная шатровая колокольня. Сама церковь делилась на верхний и нижний храм. На первом ярусе была освящена нижняя церковь во имя святителя Петра Московского. Верхний храм и являлся собственно Успенской церковью. Всего церковь имела 13 глав, символизировавших Господа Иисуса Христа и Его 12 апостолов. Роскошная колокольня, которая соединялась с церковью папертью, была столь величественной, что ее можно было принять за самостоятельную шатровую церковь, «иже под колоколы». Гениальной была и игра белопенного, снежного кружева декора, с пламенеющим огненно-красным цветом самого храма.
Успенская церковь восхищала даже иностранцев, побывавших в Москве. Для архитектора В. В. Растрелли, величайшего мастера барокко, она стала образчиком красоты и вдохновителем: именно ее он взял за образец для своего Смольного собора в Петербурге. И в этом плане Смольный собор не одинок, на Смоленском кладбище есть Воскресенский храм, являющимся таким же подражанием нашей «московской жемчужине».
Москвичи также высоко ценили и дорожили своей красавицей. Церковь Успения Божьей Матери на Покровке была любимой церковью Ф. М. Достоевского. Его жена вспоминала, что, бывая в Москве, он возил ее, «коренную петербуржку», посмотреть на эту церковь, вершину московской архитектуры. Он заранее останавливал извозчика и шел по Покровке к ней пешком, чтобы по пути рассмотреть храм во всей красе. Помимо Федора Михайловича прихожанами этого храмы числились также знаменитые братья Елисеевы, будущие создатели московского гастронома на Тверской. Главными же из местных купцов были шоколадные короли Абрикосовы, создавшие в Москве ее старейшую и крупнейшую отечественную кондитерскую фирму (ныне концерн «Бабаевский»). Глава фирмы Алексей Иванович Абрикосов, приходившийся внуком ее основателю, был не только усердным прихожанином, но и заботливым старостой Успенской церкви на протяжении долгих лет.
Поражая своим великолепием, Успенский храм на Покровке сумел сыграть важную роль в жизни двух выдающих русских деятелей. Так, А. В. Щусев после знакомства с этим архитектурным шедевром решил стать архитектором. И для юного Д. С. Лихачева, только что приехавшего в Москву, встреча с «русским Нотр-Дамом» стала решающей в выборе профессии. Будущий академик вспоминал позднее: «Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев… Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Я жил под впечатлением этой встречи». Именно свидание с Успенской церковь подвигло его посвятить жизнь изучению древнерусской культуры.

Советское время

После революции Успенская церковь действовала очень долго по московским меркам – до 1935 года. И здесь-то мы возвращаемся к истории переименования Большого и Малого Успенского переулков. Когда церковь впервые попала в 1922 году в список сооружений на снос, нарком Луначарский, сам восхищавшийся архитектурой Успенского храма, выступил с предложением переименовать прилегающие переулки в
Потаповский и Сверчков. Переименовав один переулок в честь строителя этого храма – крепостного мастера, а другой – в честь его храмоздателя, прославившегося также строительством больниц и приютов для бедных, Луначарский пытался хоть каким-то образом приписать это культовое сооружение к «угнетенным эксплуатируемым массам». И ему это удалось. Стараниями этого безбожника церковь Успения на Покровке была признана символом простого рабочего народа. Но, к несчастью, ненадолго. Слишком часто государственные деятели попадали в немилость. Нарком Луначарский не стал здесь исключением. В его лице Успенский храм лишился единственного покровителя в высших эшелонах власти. В ноябре 1935 года Моссовет под председательством Н. А. Булганина постановил закрыть и снести Успенскую церковь, «имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке». Перед сносом провели необходимые научные работы и обмеры. Два резных наличника и фрагменты фасада передали в музей при Донском монастыре, верхний иконостас 1706 года – в Новодевичий монастырь, где он был поставлен в надвратном Преображенском храме. Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания, на ее месте образовался скверик с березками на углу Покровки и Потаповского переулка. По поводу этой утраты академик Д. С. Лихачев писал следующее: «Разве не убито в нас что-то? Разве нас не обворовали духовно?»

Вместо эпилога

Может быть, с любой другой снесенной церковью все так бы и закончилось, но только не в случае с нашей «московской жемчужиной», настолько она срослась с самой Москвой, также как и Покровский собор, и Чудов монастырь в Кремле. Слишком сильно чувствовалась эта потеря для Москвы, чтобы не попытаться воскресить одно из ее сокровищ. Так стараниями общественности был подготовлен проект о воссоздании церкви Успения Божьей Матери на Покровке.
Пискунова Анастасия Валерьевна (историк, аспирантка ИФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №4 Март 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *