Успенский пост

Фото Дмитрия Игумнова

Сердцу каждого православного христианина особо дорога память о Пресвятой Богородице. Взирая на Её пример, мы можем многому научиться: непоколебимой вере, истинному смирению, всепрощающей любви, послушной покорности воле Божией и иным добродетелям, которыми прославилась Дева Мария. С особой же благодарностью мы вспоминаем те многочисленные чудеса и исцеления, которые и по сей день происходят по молитвам Божией Матери перед Её Божественным Сыном. В связи с этим, с особым благоговейным трепетом в Православной Церкви совершаются празднования в память основных событий из жизни Пресвятой Богородицы. Среди них праздник Успения Божией Матери выделяется особо. 

В этот день Дева Мария, оставив земной мир, переселилась в мир Небесный, где Она стала Покровительницей и Ходатаицей пред Богом за всех нас. Поэтому православные христиане, движимые любовью к Пресвятой Богородице, приготовляют себя к достойной встрече указанного праздника двухнедельным постом, который называется Успенским и продолжается с 14 по 27 августа (включительно) – по новому стилю (по старому стилю: с 1 по 14 августа). Также Успенский пост установлен в подражание Божией Матери, Которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве.

 
По времени своего происхождения Успенский пост является самым поздним из христианских многодневных постов. Первые упоминания о нём относятся к IX веку. Однако в списках Богослужебного Устава указание на Успенский пост впервые встречается только в XII веке. Также в XII столетии на Константинопольском Соборе 1166 года было постановлено поститься две недели перед праздником Успения Пресвятой Богородицы. Несмотря на это, в литургической науке есть основания предполагать, что пост перед праздником Успения Божией Матери соблюдался и ранее.

 
Успенский пост начинается с праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, установление которого связано с константинопольской традицией, берущей своё начало ещё в VIII–IX веках. Согласно ней 31 июля (по ст. стилю) крест с частицей Животворящего Креста Господня переносился из царской сокровищницы в кафедральный собор Святой Софии. С 1 по 14 августа (по ст. стилю), до праздника Успения Пресвятой Богородицы, по всему городу совершались крестные ходы с целью предотвращения возникновения различных эпидемий, свойственных жаркому летнему периоду. В первый же день крестного хода (1 августа) происходило освящение воды. Первоначально этот день являлся местным константинопольским праздником, но впоследствии он повсеместно распространился на православном Востоке.

 
За вечерним богослужением накануне праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня после великого славословия совершается вынос Креста и поклонение ему (по чину Крестопоклонной недели Великого поста). В сам день праздника (как правило, после Литургии) – совершается чин малого освящения воды и, по обычаю, освящение мёда нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас).

 
Помимо исторических причин установления данного праздника, в изнесении Креста Господня в начале Успенского поста имеется глубокий духовный смысл. Здесь мы можем провести параллель с великопостным периодом. Подобно тому, как в Крестопоклонную Неделю Великого поста Крест Христов предлагается для поклонения верующих с целью их духовного укрепления в прохождении постного поприща Святой Четыредесятницы, так и Успенским постом Крест Господень воодушевляет верующих на подъятие духовных подвигов и душеспасительное проведение постного времени.

 
Так же в первый день Успенского поста совершается празднование Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и византийского императора Мануила Комнина над сарацинами, случившийся в этот день.

 
Переходя к описанию устава пощения в Успенский пост, следует указать, что по своей строгости рассматриваемый пост занимает первое место после Великого поста. Так, в понедельник, среду и пятницу предписано «сухоядение» (то есть дозволяется пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты), во вторник и в четверг — «варение» (то есть вареные овощи и фрукты без употребления елея), лишь в субботу и воскресенье — вкушение «вина и елея». И только на праздник Преображения Господня (то есть один день в течение всего поста) Устав разрешает вкушение рыбы. Что же касается самого праздника Успения, то качество потребляемой в этот день пищи зависит от того на какой день седмицы он выпадет. Если праздник Успения случится в среду или пятницу – на трапезе разрешается только рыба (без вкушения скоромных продуктов), в прочие дни – постные ограничения отменяются. Здесь же необходимо отметить, что с благословения духовника ряду лиц, в силу объективных причин (болезнь, пожилой возраст, тяжелый физический труд и т. д.), режим соблюдения поста может быть несколько смягчен.

 
Несмотря на строгость Успенского поста, большая его часть приходится на период праздника Преображения Господня (который вместе с предпразднством и попразднством длится 9 дней – с 5 по 13 августа по старому стилю), в связи с чем в богослужении этого периода в целом преобладает мотив праздничной радости.

 

 

Алёшков В.В.
(преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии)

Фото Дмитрия Игумнова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *