Память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Воскресение словущее

26 сентября (13 сентября по ст. ст.) православные отмечают праздник, прозванный в народе «Воскресение словущее». Несмотря на то, что сегодня интерес к церковной жизни значительно возрос, мало, кто способен объяснить смысл этого праздника или хотя бы озвучить его церковное название. Давайте заглянем в церковный календарь и посмотрим, какое событие церковной истории мы вспоминаем 26 сентября в преддверии праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и насколько эти два события связаны между собой. В церковном календаре мы читаем: «Память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме». В этот день Церковь вспоминает событие освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой.

Историческая справка

Христианство уже с первых веков своего существования претерпевало различного рода нападки не столько со стороны иудейских священников, сколько от римских языческих властей, в чьих руках находилась на тот момент Палестина. Дабы искоренить ненавистную им религию, римские власти решились истребить с лица земли все священные места, так или иначе связанные с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа. Естественно, что первыми в этом списке оказались Голгофа и Гроб Господень. Ревностный язычник император Адриан (117‒138) повелел засыпать гроб Господень и водрузить на этом месте статую языческого идола, а на Голгофе было отстроено капище в честь богини Венеры. Место Крестной смерти и славного Воскресения на долгие годы стало местом языческих жертвоприношений. Лишь спустя почти двести лет, в 313 году при императоре Константине Великом, христиане получили возможность свободно исповедовать свою религию. Император Константин и его мать царица Елена решили возродить древний Иерусалим, очистив от языческой скверны священные места, связанные с евангельскими событиями. Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I с просьбой о содействии святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена приступила к поиску Креста Господня. По ее приказу было раскопано место, где ранее находился храм Венеры. В результате были заново открыты Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста, гвозди и табличка с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, по совету епископа, стали подносить кресты поочередно к одной тяжело болящей женщине. Однако от двух первых крестов никакого чуда так и не совершилось. Когда же возложили третий крест, то она тотчас получила исцеление. Случилось также, что в это время мимо проходила погребальная процессия. Патриарх решил еще раз удостовериться в истинности находки. После возложения двух первых крестов опять ничего не последовало. Тогда к умершему поднесли третий крест, от прикосновения которого он сразу же ожил. Таким образом, Господь явил народу орудие Своего крестного страдания и указал на Его животворящую силу.

Равноапостольная царица Елена немедленно приступила к строительству грандиозного храма в честь Воскресения Христова, который заключил в своих стенах сразу две святыни — Голгофу и Гроб  Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Бѣ́ же на мѣ́стѣ, идѣ́же распя́тся, вѣ́ртъ, и въ вéртѣ грóбъ нóвъ, въ нéмже николи́же никтóже положéнъ бѣ́: тý ýбо пяткá рáди Иудéйска, я́ко бли́зъ бя́ше грóбъ, положи́ста Иисýса» 1 (Ин. 19, 41‒42). В 335 году, спустя 10 лет, храм был отстроен. Завершение строительства совпало с прохождением 1-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Именно поэтому состоявшееся освящение храма Воскресения 13 сентября (по ст. ст.) было особенно торжественным: на нем присутствовали представители Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины и Египта. Память этого знаменательного для всего христианского мира события так и была установлена Святой Церковью 13 сентября по ст. ст. (26 сентября по н. ст.). Тогда же было принято решение о праздновании на следующий день, 14 сентября (по ст. ст.), Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, как двух праздников, тесно связанных между собой.

Празднование на Руси

На Руси же праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме прочно закрепился под названием «Воскресение 1 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. 31 словущее», что означает, что он лишь слывет Воскресением, в отличие от собственно Праздника Светлого Христова Воскресения — Пасхи, и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова. В старые времена на Руси считалось неблагочестивым называть храмы в честь Воскресения Христова, поскольку, по представлениям наших предков, такой чести заслуживал только храм в Иерусалиме, построенный на месте реального, исторического Воскресения Христова. Поэтому вплоть до XVIII века храмы, построенные в честь Воскресения, назывались храмами Воскресения Словущего. Такие храмы традиционно строились на кладбищах, потому что их прообраз был построен над Гробом Господним, однако впоследствии подобная традиция была утеряна.

Пискунов И. В. (историк, аспирант ИФ МГУ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *