Осторожно, лжесвятые! О ложном почитании отрока Вячеслава Крашенинникова (Чебаркульского)

Сегодня, к сожалению, в среде верующих все чаще можно встретить культ или почитание человека, которого Церковь, не то, что бы еще не успела прославить, а, напротив, вовсе считает недопустимым причислять к лику святых. Так, есть определенная категория лиц, считающих вопреки мнению Церкви святыми Иоанна Грозного, Григория Распутина, Пелагею Рязанскую и отрока Вячеслава Крашенинникова (Чебаркульского). Об этом последнем лжесвятом мы и поговорим в мартовском номере нашего Вестника.

Культ псевдосвятого отрока Вячеслава Крашенинникова вскрывает сразу четыре проблемы современного мировоззрения многих верующих: религиозную безграмотность, жажду чудес и «святых среди нас», отсутствие внутрицерковной дисциплины и послушания священноначалию. Несмотря на миссионерскую и катехизаторскую задачи некоторые церковные организации продолжают не только поддерживать этот культ, но и пытаются получить финансовую прибыль от распространения новых книг, брошюр и икон этого лжесвятого. Вопреки церковному постановлению о распространении в храмах лишь литературы, имеющей соответствующий гриф, в некоторых церковных лавках по-прежнему можно увидеть литературу о различных лжестарцах и лжесвятых. Дабы не быть голословными, ниже мы публикуем Заявление Миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви о деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой и ложном почитании отрока Вячеслава Крашенинникова, а также Заключение экспертной комиссии миссионерского отдела Челябинской епархии о почитании отрока Вячеслава Крашенинникова и деятельности религиозной группы В. А  Крашенинниковой ― Л. Н. Емельяновой, где показано не только официальное мнение Церкви об отроке Вячеславе, но и разъясняются все моменты его жизни, учения и послесмертного почитания, которые свидетельствуют о невозможности причислять данного человека к лику святых.

 Заявление Миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви о деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой и ложном почитании отрока Вячеслава Крашенинникова.

«Миссионерский отдел Челябинского епархиального управления Русской Православной Церкви с глубоким прискорбием и тревогой констатирует растущее в Челябинской области и России религиозное почитание скончавшегося почти 15 лет назад чебаркульского школьника Вячеслава Крашенинникова (1982―1993), объявленного некоторыми средствами массовой информации уже и «пророком», и «святым», и «блаженным», и даже «великомучеником». Совершаются паломничества к его могиле, причем земля, взятая с нее, используется в магических, отвергаемых Православной Церковью, ритуалах; написаны акафист и соответствующая икона. Таким образом, создаются предпосылки формирования в Челябинской области нового культа, кощунственно использующего православную обрядность и эксплуатирующего естественное человеческое стремление к надмирному, горнему. Известность к мальчику, именуемому не иначе, как «святой отрок Вячеслав», пришла после издания его матерью В. А. Крашенинниковой книги воспоминаний, озаглавленной «Чудеса и предсказания отрока Славика», и ряда других книг, в настоящее время к несчастью распространяемых и через сеть церковных лавок. Эти книги достаточно широко рекламируются, как «православные»; некоторые из них даже имеют благословения, полученные обманным путем. С совершенной убежденностью можно констатировать: писания В. А. Крашенинниковой и людей ее круга, посвященные «отроку Вячеславу», никакого отношения к Православию не имеют. Покойный Вячеслав Крашенинников, в понимании Русской Православной Церкви, не являлся ни пророком, ни мучеником, ни святым. Высказываемые им суждения о религиозных истинах могут восприниматься серьезно только в контексте отношения к ним взрослых и духовно заблудившихся людей ― людей, очень часто преследующих корыстные, далекие от подлинной религиозности цели. Мы же «должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть»  (Евр. 2:1).

Нам понятна и близка скорбь матери, потерявшей совсем юного сына. Но, понимая и разделяя эту скорбь, мы с горечью констатируем, что последующие ее действия, направленные к возбуждению общественного мнения и почитанию покойного ребенка как святого, не соответствуют церковному вероучению и церковной практике канонизации и почитания святых.

Миссионерский отдел свидетельствует о высокой духовной опасности культа, формирующегося вокруг покойного Вячеслава Крашенинникова и мимикрирующего «под Православие». Причину появления такого культа мы усматриваем прежде всего в славолюбии, в необузданной человеческой гордыне, в стремлении выделиться среди себе подобных особой близостью к Богу, причастностью к каким-то сверхчеловеческим возможностям, способностям и тайнам. Но это путь, ведущий к погибели, ибо «только смиренных возвышает Господь» (Пс. 146:6), сказавший о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

Не в религиозном поклонении нуждается покойный мальчик, легкомысленно объявленный Божиим угодником, а в усердной молитве ― прежде всего, в молитве о нем матери.

Православная церковь в своем предстоянии пред Престолом Божиим поминает всех своих чад, от века почивших. С древних времен все угодники Божии до момента канонизации поминались только во время совершения панихид и заупокойных литий. Лишь факт канонизации позволял служить им молебны и акафисты. Только далекие от Церкви люди могут, подобно представителям группы В. А. Крашенинниковой, столь грубо пренебрегать этим многовековым опытом молитвы.

Православная Церковь всегда будет молиться о вразумлении заблудших и об упокоении души скончавшегося от болезни отрока Вячеслава. Итак: дабы избежать соблазна и уклонения от Истины полезно вспомнить слова апостола Павла: «Непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться… Пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен… Будь бдителен во всем»  (2 Тим. 2:16-17; 3:14; 4:5) и «Негодных же и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя в благочестии»  (1 Тим. 4:7)».

http://mitropolia74.ru/upload/%D0%91%D0%B0%D0%B1%D1%8C%D0%B8%D1%85%20%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BD%20%D0%BE%D1%82%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B0%D0%B9%D1%81%D1%8F.pdf

               

Заключение экспертной комиссии миссионерского отдела Челябинской епархии о почитании отрока Вячеслава Крашенинникова и деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой ― Л. Н. Емельяновой.

 

  «Православная Церковь всегда с большой осторожностью относилась к подобного рода явлениям: во-первых, потому, что помнила предупреждение Спасителя о последних временах и о появлении лжехристов и лжепророков, призванных «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24); во-вторых, потому, что носителем даров Святого Духа в данном случае выступает ребенок, при том, как свидетельствуют родные, едва ли не с пеленок.

 Скрупулезный анализ высказываний умершего мальчика заставляет усомниться в безукоризненности его Православия, как говорит об этом святитель Нектарий Константинопольский.

То, что предлагается книгами В. А. Крашенинниковой и Л. Н. Емельяновой в качестве «откровений» «святого отрока», на деле является эклектической «солянкой» ― смесью древних ересей, суеверий, современной космической фантастики и околоправославного фольклора.

Например, В. А. Крашенинникова сообщает: «Однажды… Славик подошел ко мне, и, глядя на меня своим пронизывающим взглядом, очень серьезно сказал: «А знаешь, мамочка, мне ведь и вправду очень много-много лет. Я очень древний!» Он рассказал мне, что помнит себя до рождения: «Была полотняная дорога, я несся по ней с огромной скоростью и остановился только у глубокой пропасти, она была без дна, из нее никак не выберешься. А рядом с собой я увидел высокого человека, одетого как бы в монашеские одежды. На самом кончике указательного пальца у этого человека висела маленькая, горящая лампадка. Случайно чуть-чуть отогнувшийся край одежды открыл ослепительный свет, на который невозможно было смотреть. Этот человек спокойно перешагнул через пропасть и остановился на другой стороне. Повернувшись ко мне, он внимательно посмотрел на меня и сказал: «Прыгай!». Я разбежался, прыгнул и еле-еле удержался на противоположном краю пропасти. Потом я остался один, прошел немного вперед. Свернул в сторону на какую-то твердую, темную дорогу, как тоннель и… оказался у тебя, мамочка!» Славик помнил, как он собирался сюда, к нам: «Пресвятая Троица и мои друзья дали мне понемногу от себя силы. И я отправился к вам сюда на грешную Землю»… Когда Славочка умирал, он видел того же человека в темной, похожей на монашескую, одежде, которого помнил еще до своего рождения». Если отнестись к этому свидетельству серьезно, то речь здесь идет об очень древней, коренящейся в философии Платона, ереси оригенизма о предсуществовании человеческой души, осужденной еще в VI веке V Вселенским собором ― ереси «художественно» изложенной, но, тем не менее, легко узнаваемой.

«Церковь, наученная Божественным Писанием, утверждает, что душа произошла вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена», ― было определено Собором.

Другая ересь ― о предрешенности человеческого существования, ― имеющая древние гностические корни (Василид, Валентин и др.) и лежащая в основе современного протестантизма, также озвучена Л. Н. Емельяновой в качестве «откровения» Вячеслава Крашенинникова: «Праведные пусть делают правду, неправедные пусть делают неправду, на Небе все решено, ничего ни остановить, ни изменить нельзя…».

Развивая до конца эту логику, можно дойти до утверждения, что Бог творит как добро, так и зло. Такой фатализм, лежащий в основе многих гностических систем, в корне противоречит православному вероучению. Ереси предопределенности буквально с первых веков христианства противостояли наши Святые Отцы.

«Славочка не разрешал вливать ему чужую кровь… Славочка говорил, что с чужой кровью в человека входят и чужие грехи, но кровь-то все равно не приживается, не соединяется с родной кровью, так как она мертвая».

На прямом запрещении переливания крови настаивает только одна псевдо-христианская секта ― «Свидетели Иеговы». Чуть выше в книге Л. Н. Емельяновой говорится о контактах Вячеслава Крашенинникова с представительницей этой секты ― некоей Жанной, студенткой медицинского института: Вячеславу она нравилась больше, чем, например, баптисты, которых он считал «восхищенными бесами». Интересовался он и иеговистским журналом «Сторожевая Башня», который она приносила. Видимо, разговоры с ней наложили отпечаток и на религиозные взгляды мальчика, и на формирование апокалиптической религиозной доктрины всей группы его почитателей.

Очень двусмысленно отношение к Церкви самой Валентины Афанасьевны Крашенинниковой ― по ее собственному признанию, она долго не решалась крестить сына, в частности, потому, что ей не нравились новые храмы и молодые священники: «Ведь я привыкла к другим Церквям, старинным, с настоящими иконами, с настоящим, пожилым батюшкой, а здесь… молодой, улыбчивый… Нет, совсем не так я представляла крещение своего сына. Виделась другая церковь, «настоящая», да и батюшка другой ― «настоящий. Критерий подлинности для В. А. Крашенинниковой только один ― возраст храма, иконы, священника. Чем старше, тем подлиннее. В итоге: Вячеслав Крашенинников был крещен в возрасте пяти с половиной лет в «настоящей» церкви.

Никакого отношения к Православию не имеют и духовные советы «святого отрока», часто совершенно нелепые: «Славик… сказал, что в доме нельзя держать собак ― это грех, что собаки должны жить во дворе». «Птиц убивать нельзя ― птицы участвуют в сотворении времени ― убивая птиц, ― сокращаем время…». Это высказывание, на наш взгляд, также вполне еретично, поскольку прямо противоречит духу и букве Евангелия.

Такое же отношение к Православию имеют и апокалиптические «пророчества» «святого отрока», часть которых явно фантастична, навеяна, по-видимому, западными фильмами и средствами массовой информации, вроде появления динозавров по всей земле или возгорания сернистых газов на дне Черного моря, а часть ― например, о Кавказской войне или о взрыве «двух больших домов в Америке» откровенно подложна, т. е. появилась задним числом, post factum самого события.

Сущностно неправославна демонология Вячеслава Крашенинникова. Связано это, по-видимому, с естественной впечатлительностью ребенка и некритичным восприятием им, в частности, западных фильмов, хлынувших в нашу страну именно в период отрочества Вячеслава.

Нам удалось установить смысловое заимствование, по крайней мере, из трех западных фильмов. «Славик говорил, что инопланетяне живьем людей уволакивают и используют их как рабов, у них есть много мест, где в рабстве работают «пропавшие» люди». На этом построен сюжет художественного фильма режиссера Дона Коскарелли «Фантазм» (1979 г.), ставшего кинематографической классикой.

«Еще Славочка говорил, что ученые не все поверят «их» чудесам, и это заставит их сделать такой прибор, который позволит ученым среди людей распознавать так называемых инопланетян, то есть воплотившихся бесов, которые очень и очень страшные. В этом приборе все поддельное «под человека» у бесов будет видно, как на рентгене, вся их внутренняя сущность. Таковых окажется множество, ученые просто ужаснутся… Так в мире появится информация, подтвержденная учеными о том, как и что происходит с подменой людей. Будет сделано много таких приборов, и они будут очень полезны для людей…». Это ― не очень грамотный пересказ художественного фильма другого известного американского режиссера Джона Карпентера «Они живы» (1988 г.).

«Славик говорил, что когда инопланетяне берут у человека кожу, якобы на анализ, то потом, на самом деле, из маленького кусочка кожи выращивают целый пласт человеческой кожи, которой обтягивают себя. Они готовятся опуститься к нам большим количеством под видом инопланетян, гонимых «злыми космическими силами», а на самом деле Богом, но их настоящий вид будет сильно замаскирован и действовать в реальном мире они станут под видом настоящих людей, а иногда будет происходить страшная «подмена» ― вместо украденного человека появится «этот», полностью внешне неотличимый от настоящего человека, а украденные люди будут или уничтожены, или в рабство отправлены». Этот рассказ-пророчество можно считать отчасти и позднейшей вставкой: помимо отсыла к упомянутому фильму Карпентера, он представляет собой лексический «ремейк» фильма Дэвида Туохи «Прибытие» (1996 г.).

С западным и вестернизированным восточным кинематографом связан интерес Вячеслава Крашенинникова к динозаврам: именно в конце 1980-х гг. в СССР появились художественные и мультипликационные фильмы о динозаврах («Годзилла» и проч.). Могли ли они не повлиять на впечатлительного ребенка? Разумеется, могли. «Под землей, ― поведал нам Славочка, ― есть огромные пустоты-пространства, где течет чистая-чистая вода, а растения очень мягкие. Те динозавры, что жили на земле, ушли под землю. Из-за подземных ядерных взрывов они сейчас очень больших размеров и набирают силы. В стенах подземного пространства очень много яиц динозавров. Когда климат пойдет к потеплению, земля откроется, и они выйдут на поверхность. Они разные ― травоядные и хищные. Хотя они будут на земле не очень долго, но успеют натворить очень много бед. Через некоторое время земля снова откроется, и они уйдут под землю теперь уже навсегда и никогда больше не появятся. Ученые не могут просмотреть подземельные пространства-пустоты, где живут динозавры, так как мешает слой радиоактивного песка».

Сообразуясь с вышесказанным, можно сделать вывод о том, что ни о каком «безукоризненном православии» ни Вячеслава Крашенинникова, ни его последователей речи быть не может. Но существуют и другие настораживающие моменты.

О сформировавшемся у отрока «комплексе Христа» свидетельствуют следующие его высказывания: «У меня все для вас, для себя даже крошечки нет!». «Когда вы узнаете, кто я есть на самом деле, то сначала сильно испугаетесь оттого, что так запросто обращались со мной, а потом будете мною гордиться. А еще, мне многие сильно позавидуют». «Когда пойдет шум из Лавры, и найдут древнюю Книгу пророчеств в Троице-Сергиевой Лавре, там будет написано, кто я…» «Когда я приду к Ним обратно, Они скажут: «Как же ты все это вытерпел?» А я подниму рубашку и буду им свои раны показывать».

Такое самолюбование также лежит вне святоотеческой традиции Православной Церкви.

Отношение к Вячеславу Крашенинникову как своеобразному «заместителю Христа» отчетливо сформулировано в книге Л. Н. Емельяновой. По ее мнению, именно о Крашенинникове говорится в апокрифических пророчествах свв. Серафима Саровского,  Государя Николая Второго, Фатимских пророчествах Божией Матери.

Отдельного рассмотрения заслуживают экстрасенсорные способности Вячеслава Крашенинникова ― именно так квалифицировал их в 1992 г. настоятель чебаркульского храма о. Владислав Катаев.  Как это часто происходит, они обнаружились после черепно-мозговой травмы, полученной Вячеславом Крашенинниковым в раннем детстве. После этого он начал слышать «голос».

«Я была ошеломлена, ― вспоминает В. А. Крашенинникова, ― …Спросила сына: «Давно ли с тобой «разговаривают?». Он ответил, что, сколько себя помнит, всегда с ним разговаривает один и тот же голос… Когда Славику исполнилось пять с половиной лет, я от него узнала, что он любит Бога больше всех, что слышит женский голос, который ему все рассказывает, что этот голос живой, а наши голоса рядом с ним, словно мертвые, что он видит прошлое, настоящее и будущее».

Основной же пафос группы Крашенинниковой ― Емельяновой направлен на борьбу с мировой закулисой, омасоненным «мировым правительством». Вячеслав Крашенинников не раз и не два говорил о неизбежности и опасности наступающей эпохи глобализации, а своими непосредственными врагами считал масонов и последователей Вольфа Мессинга (вероятно, имелись в виду популярные на излете советской эпохи А. Кашпировский, А. Чумак и им подобные). Масонская тематика тогда же широко муссировалась в СМИ благодаря деятельности историко-патриотического общества «Память». «Дорогие братья и сестры, ― пишет В. А. Крашенинникова, ― Слава пришел в этот мир, чтобы сказать Вам, предупредить Вас, чтобы не брали мирового паспорта сатаны, чтобы не принимали его чипов, сказал, что первый нечеловеческий документ ― это ваучер. Все остальное, даже маленькая справочка и любой другой документ, ― все от сатаны, и получившие его начертания на лоб или на правую руку не будут прощены Богом».

Даже поверхностный взгляд легко усмотрит в такой позиции явное противоречие со словами Апостола: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение». (Рим., 13: 1-2).

Объективной оценке деятельности группы В. А. Крашенинниковой ― Л. Н. Емельяновой, на первый взгляд, очень мешает их горячее отношение к Православию: редко в наши дни встретишь среди мирян такую ревность в исполнении церковных обрядов и таинств, которая описана в их книгах.

В действительности же, на наш взгляд, отдельные высказывания и «духовные советы» как самого Вячеслава Крашенинникова, так и его нынешних почитателей, свидетельствуют, скорее, об обрядоверии представителей группы «вячеславовцев», чем о глубокой и живой вере в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в живую, а не магическую спасительность ее Таинств.

Это один из тончайших соблазнов нашего времени. Святитель Игнатий (Брянчанинов), предупреждая нас, пророчески писал, что это «падший дух… некоторым внушил придать вещественной стороне церковных обрядов преувеличенное значение, затмив от них духовную сторону обрядов; таким образом он, для этих несчастных отъяв сущность христианства, оставил одну искаженную, вещественную оболочку, увлек их к отпадению от Церкви, к ложному и глупейшему суемудрию, к расколу. Столько удобен для падшего духа этот род брани, что он ныне употреблен повсюду. Столько удобен для диавола и человеческой погибели этот род брани, что диавол употребит его в последние дни мира для полного отвлечения всего мира от Бога. Употребит диавол этот род брани, и употребит с решительным успехом».

«Заблуждение, ― говорил св. Ириней Лионский, ― не показывается одно само по себе, …но хитро нарядившись в заманчивую одежду оно достигает того, что по своему внешнему виду для неопытных кажется истиннее самой истины».

Сказанное во II веке, на наш взгляд, прямо относится и к деятельности современной группы В. А. Крашенинниковой ― Л. Н. Емельяновой».

http://www.k-istine.ru/pseudoconfession/pseudoconfession-071.htm

Опубликовано в Вестнике № 26. март 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *