Свт. Николай: «учений твоих гласом поражен был в сердце Арий»

Святитель Николай, Мирликийский чудотворец, часто изображается на иконах между Господом Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей, причем Иисус подает святому Евангелие, а Богородица — епископский омофор. Основано это изображение на предании об участии святителя Николая в заседаниях Первого Вселенского собора, собравшегося из-за ереси александрийского священника Ария, учившего, что Иисус Христос не равен Богу Отцу и является сотворенным существом. Не выдержав еретической проповеди, Николай ударил Ария по щеке прямо на соборе и был за это заключен в тюрьму, но затем другие епископы узрели в видении Христа и Богородицу вместе с Николаем и поняли, что его поступок оправдан.

Восприятие этого эпизода в Церкви неоднозначно. Опровергнуть или доказать присутствие свт. Николая на Соборе невозможно: списки его участников до нас дошли в неполном виде, а протоколы не сохранились. Древние песнопения и жития сообщают, что Николай «поразил» Ария морально и словесно: «учений твоих гласом/поражен был в сердце Арий/и богословскими твоими сетями/был связан язык Евномия». Прп. Симеон Метафраст в житии святителя писал, что он «решительно восстал против ереси Ария», опроверг ее и определил «для всех незыблемый канон православной веры». А вот свт. Димитрий Ростовский приводил предание, что Николай не просто «поразил» Ария, но ударил его физически.

Можно сказать, что суд над свт. Николаем, его заключение и чудесное доказательство его невиновности точно были, но что послужило их началом — яростный богословский спор или удар — доподлинно неясно. В любом случае, из этого рассказа можно сделать важные выводы.

Во-первых, что ересь — это действительное зло, с которым не только нельзя соглашаться, но необходимо бороться, иногда — даже мерами физического воздействия. Отцы Первого Вселенского собора настаивали, что Бог-Сын единосущен Богу-Отцу, Арий утверждал, что нет, не единосущен. Что это? Интеллектуальная игра терминов? Отвлеченный философский спор? На самом деле это вопрос, предельно важный для всех христиан. Ведь если Иисус — не Бог, а нечто сотворенное, значит, в Его Лице Бог и человек не соединились, Бог остался чужд человечеству, не произошло избавления от греха и вечной смерти. Усвоение ереси, лжи духовно убивает человека, лишает его общения с Богом, Который есть Истина. Вот почему святые во все времена так убежденно восставали против ересей.

Во-вторых, можно видеть, что свт. Николай не уклонялся от ответственности за свои действия. Совершенно не видно, чтобы он как-то возмущался приговором, «качал права» или призывал своих сторонников выступить против своего обвинения. Он принял заключение и лишение себя знаков епископского достоинства и находился в темнице, по некоторым сведениям, почти до самого окончания собора. И только после непосредственного чудесного вмешательства Бога в ситуацию он был восстановлен в своем достоинстве. Об этом следует, как нам представляется, помнить тем, кто хотел бы устроить «священный мордобой» «за веру» и пытается оправдываться ссылками на Предание, в том числе — на житие Святителя Николая.

 

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Опубликовано в Вестнике № 28. май 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *