Украинский крест

Пожар затянувшегося гражданского конфликта на Украине довольно быстро перекинулся с социально-политической плоскости в иную, религиозную, ожидаемо ударив по самой крупной религиозной общине страны — Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Поддержавший переворот раскольничий «Киевский патриархат», в одночасье ставший для нового режима своим, стал зачищать религиозное поле страны от слишком сильного конкурента, опираясь при этом на военизированные отряды добровольцев, русофобские настроения части населения и полное попустительство властей. Наряду со ставшими уже привычным явлением захватами православных храмов на Украине были отмечены и случаи физической расправы над священнослужителями Украинской Церкви на почве их религиозной принадлежности.

Захваты храмов

Всего за 2014–2016 годы Украинская Православная Церковь Московского Патриархата потеряла 40 храмов, которые перешли в подчинение непризнанной УПЦ Киевского патриархата (КП). О том, что захваты храмов приобрели систематический характер и нередко проходят при поддержке местных властей, заявил председатель юридического отдела Украинской Церкви протоиерей Александр Бахов. .«К сожалению, на сегодня захвачено около 40 храмов, но нет ни одного уголовного дела, которое было бы завершено, доведено до суда и рассмотрено им,» — рассказал протоиерей Александр Бахов.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Николай Данилевич уточнил, что эти захваты происходили в период с 2014 по 2016 годы, «при этом в последние месяцы ситуация успокоилась и случаи захватов стали единичными». В основном эти храмы захватывались на западе страны, где антирусские настроения традиционно наиболее сильны — в Ровенской, Тернопольской, Волынской, Львовской областях, единичные случаи были зафиксированы в Киевской области.

Священнослужители и монашествующие УПЦ Московского Патриархата, погибшие в период с 2014 по 2016 годы

Несмываемым пятном на репутации новой власти и ее идеологической опоры — УПЦ КП —, стали убийства священников и монахов Украинской Церкви.

– 8 июля 2015 года была жестоко убита насельница Свято-Флоровского женского монастыря г. Киева монахиня Алевтина (Кравчук).

– 29 июля 2016 года скончался настоятель храма великомученицы Татианы на Оболони священник Роман Николаев, который был ранен выстрелом в голову при нападении злоумышленников в ночь с 25 на 26 июля 2015 года.

– В ночь на 26 апреля 2016 года в Днепропетровске неизвестные напали на дом настоятеля храма святого апостола Андрея Первозванного протоиерея Анатолия Лысенко, убили его супругу, матушку Ирину Лысенко, а его самого зверски избили и вывезли за город.

Кроме того, непосредственно в вооруженном конфликте на Украине погибли три священнослужителя Украинской Православной Церкви: протоиерей Владимир Креслянский (+31.07.2014), иерей Георгий Никишов (+ 28.07.2014) и протоиерей Павел Жученко (+ 09.05.2014).

Это только несколько примеров из большого списка преступлений, совершенных украинскими националистами в отношении священнослужителей и монашествующих Украинской Православной Церкви, подчиняющейся Московской Патриархии. О подвиге этих истинных воинов Христовых, которые, не взирая ни на что, продолжают нести свое служение в раздираемой на части Украине очень хорошо сказал сам Святейший Патриарх Кирилл: «Особой похвалы достойны архиереи и клирики, которые в жесточайших условиях боевых действий мужественно продолжали нести свое служение среди мирных жителей, страдая, а иногда и погибая вместе с ними».

Факты притеснений духовенства и нападений на храмы УПЦ Московского Патриархата

В ходе доклада международной правозащитной Группы информации по преступлениям против личности (IGCP) «Жертва гражданской войны: преследования Украинской православной церкви в ходе конфликта на Украине 2014–2015», сделанного в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» были озвучены следующие цифры.

«Число обобщенных в докладе фактов преследований — 127. Из них 30 относятся к обстрелам храмов в зоне АТО. Остальные — к происходящему вне зоны боевых действий: 36 — случаи нападения с целью захвата храмов, 13 — поджоги на почве религиозной ненависти, 27 похищений и нападений на священнослужителей, одно убийство священника. 21 случай давления со стороны властей», — сообщил Александр Дюков, координатор международной правозащитной Группы информации по преступлениям против личности (IGCP).Как уточнил журналистам автор доклада, журналист Владислав Мальцев, в статистику вошли лишь случаи притеснений, получившие неопровержимые подтверждения: фото, аудио и видео материалы, а не только свидетельства очевидцев.На дополнительном заседании ОБСЕ по вопросам человеческого измерения, прошедшем в Вене, координатор правозащитной Группы информации по преступлениям против личности Максим Вилков заявил:«Нами зафиксировано около 30 массовых нападений на священников Украинской Православной Церкви Московского Патриархата со стороны радикалов, включающих не только нападения и неправосудные задержания, но и пытки и даже убийства».

Что касается современной ситуации, то по словам пресс-секретаря Украинской Православной Церкви, епископа Ирпенского Климента (Вечери), за прошедший 2016 год было зарегистрировано около 40 случаев нападения на православные храмы в Украине. Тему притеснения православных на Украине неоднократно поднимал Святейший Патриарх Кирилл, донося до мирового сообщества вопиющие факты религиозных преследований в современной европейской стране. На встрече с Папой Римским Франциском в Гаване Предстоятель Русской Православной Церкви также поднимал украинский вопрос, что отразилось в тексте совместной декларации глав Церквей, из которой следует, что стороны призывают религиозные общины страны сохранять мир и согласие. Встречая в своей резиденции в Даниловском монастыре госсекретаря Ватикана кардинала П. Паролина 23 августа 2017 года, Святейший Патриарх снова обратился к этой теме и получил заверения в солидарности от представителя Папы Римского.

Особенно хочется подчеркнуть, что если украинская власть прямо не поощряет насильственных действий против Украинской Православной Церкви, то ее действия являются для радикалов достаточно ясным сигналом того, что православные фактически оказались вне закона, и в отношении их возможны любые противоправные акции. К сожалению, эта политическая линия, направленная на разобщение собственного народа и дальнейшую эскалацию конфликта, проводится киевскими властями до сих пор, что делает их прямо или косвенно ответственными за все преступления против православной Церкви на Украине.

Господи Иисусе Христе Боже наш, призри милостивным Твоим оком на скорбь и многоболезненный вопль чад Твоих, в земле украинстей сущих!

Пискунов И. В. (историк, аспирант ИФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике № 31. сентябрь 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *