Введенское — «зеркало души века»

В Подмосковье немало старинных усадеб, одной из жемчужин которых является Введенское – канувший в Лету уголок дворянской России.

Прозрачный, легкий сад, окружавший её, косогоры над Москвой-рекой, живописная дорога к Саввино-Сторожевскому монастырю — вся эта красота явилась источником вдохновения для многих поэтов, художников и музыкантов. История усадьбы Введенское берет начало в далеком XV веке. Тогда на месте села Введенское был погост и храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В XVII веке земли эти были пожалованы Д. М. Пожарскому, освободившему Москву от поляков. Затем началась череда сменяющих друг друга новых владельцев имения. Важной вехой в истории усадьбы стало недолгое правление императора Павла, который пожаловал эти земли своей фаворитке Анне Петровне Лопухиной. Именно при ней усадьба стала настоящим дворянским поместьем. По преданию, сам государь обратился к Николаю Александровичу Львову, талантливому архитектору, художнику и поэту, с просьбой благоустройства усадьбы. Львов был очарован Введенским. В письме к семейству Лопухиных он так описывал свой восторг от этого места: «Натура в нём всё своё дело сделала, но оставила ещё и для художества урок изрядный». Опытный взгляд архитектора сразу подметил, что «виды романтические оставляют без воды мертвую красоту». И потому Львов, большой знаток садоводства и один из основоположников пейзажного стиля, преобразил местность фонтанами. Он также насадил прекрасный парк и рощу, устроил чудесные цветники и тенистые аллеи для прогулок. По задумке архитектора, гостей при въезде в ворота усадьбы должна была встречать широкая подъездная аллея, ведущая к большому парадному двору. Слева от подъездной аллеи была церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенная по проекту Львова, но уже после его смерти, в 1812 году. Выстроенный в стиле классицизма белокаменный храм с тосканской колоннадой гармонично сочетался со стоящей рядом высокой колокольней. Изначально церковь и колокольня были отдельно стоящими зданиями, крытый переход между ними выстроили уже в 1907 году. К сожалению, после революции от былой красоты церкви не осталось и следа — интерьер был полностью уничтожен. Сейчас она закрыта, и никаких мер по ее восстановлению не предпринимается.

Господский дом, тогда еще деревянный, выполненный согласно традициям классицизма в желтом цвете, имел два этажа. В центре, на главном его фасаде — терраса, образуемая полукругом коринфских колонн с пышными капителями.Противоположный фасад здания, выходящий на обрыв, не менее величественен. Его венчали шесть колонн коринфского ордера, образующие торжественный портик, поддерживающий нарядный фронтон. Две низкие галереи соединяли особняк с флигелями. В целом архитектура усадьбы изящно и гармонично вписывалась в окружающую природу и составляла с ней единое целое. Именно здесь, во Введенском, «гений вкуса», Николай Александрович Львов, воздвиг одну из наиболее элегантных русских усадеб, которую впоследствии еще долгие десятилетия будут называть «зеркалом души века, быта русского».

Такой усадьба в середине 1860-х годов перешла к купцу Василию Ивановичу Якунчикову. Новый владелец оказался большим любителем музыки и живописи. Он субсидировал строительство Московской консерватории, а в своем имении устраивал фортепианные вечера, приглашая на них братьев Рубинштейн и Скрябина, у которого брала уроки музыки жена Якунчикова Зинаида Николаевна. В один из вечеров хозяева в качестве подарка Антону Рубинштейну исполнили дуэтом на скрипке его романс «Мой голос для тебя и ласковый и томный…».

Настоящим украшением дома была дочь Якунчиковых Мария, впоследствии ставшая знаменитой художницей. Утонченный художественный вкус девушки, сформированный поэтичной атмосферой усадьбы, находил воплощение в выходивших из-под ее кисти картинах. Музыкальные вечера, прогулки по старинному парку, дорога к монастырю — все это запечатлела она в своих работах: «Дорога в Савво-Сторожевский монастырь», «Вид из окна старого дома. Введенское».

И без того склонная к меланхолии, она тяжело пережила осень 1883 года, когда ее отец был вынужден продать Введенское графу Сергею Шереметьеву. И хотя за Якунчиковыми оставался один из флигелей, и Мария Васильевна могла продолжать приезжать в любимую усадьбу, с этой осени все изменилось, и в ее картинах появились ноты глубокой печали. «Чехлы», «Лестница в старом доме», «Вид с террасы» — все это ностальгия по утраченному райскому миру ее детства и юности. В 1890-е годы в ее творчестве уже витает тема исхода. «Кладбище во Введенском», «Смерть и цветы», «Недостижимое» — таковы произведения этого периода. Ей всегда было жаль покидать родные места. «Нить работы как-то обрывается при переезде… все душевные струны перестраиваются на иной лад» (из письма).

В ее душе навсегда запечатлелись усадебные просторы Введенского, куда стремилась она всем своим существом. Она ушла из жизни рано, оставив частицу себя в полотнах, полных поэзии Звенигородской усадьбы Введенское. Прах ее покоится в Швейцарии, а душа принадлежит России с ее щемящей красотой усадеб и монастырей. Сегодня ее картины можно увидеть в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея и Музея-усадьбы В. Д. Поленова, хотя большая часть ее работ находится в швейцарских музеях и частных коллекциях.

Но со смертью Марии Васильевны Якунчиковой усадьба все же не осталась «без души». Благодаря причудливому узору судьбы, в 1883 году у Введенского вновь появилась вдохновенная Маша — дочь графа Шереметьева. Снова в усадьбе возобновились литературные и музыкальные вчера, детские концерты и спектакли. Все это с большим вкусом устраивала Мария Шереметьева-Гудович. Стараниями Марии Сергеевны и ее мужа графа Гудовича старый обветшавший деревянный особняк был перестроен в камне. Но формы творения Львова были полностью сохранены. При этом галереи и флигели вследствие их хорошей сохранности решили не перестраивать, благодаря чему до нас дошла часть оригинального львовского дворца. Тогда же был выстроен и каретный сарай в стиле эклектики.

В таком виде усадьба дожила до 1917 года. После революции она пришла в запустение. Одно утро оказалось особенно печальным. В усадьбу приехали сотрудники историко-художественного музея с целью описи коллекции. К счастью, среди них был Игорь Эммануилович Грабарь, небезразличный к сохранению культурных ценностей. Благодаря ему усадьба избежала печальной участи большинства дворянских гнезд. Однако, как усадьба она закончила свое существование…

В настоящее время Введенское является практически единственным в Подмосковье уцелевшим достоверным произведением архитектора Львова. Ансамбль усадьбы, состоящий из особняка с двумя флигелями, церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, конного двора с каретным сараем и прудом с беседками-ротондами, располагается на территории санатория мэрии Москвы «Звенигород». Казалось бы, только отдыхающие санатория могут соприкоснуться с ее поэтическим колоритом и почувствовать легкое дуновение ветра из ее славного прошлого, однако иногда там проводят экскурсии в составе сборных групп. И это еще одна прекрасная возможность приобщиться духу того Времени и побывать в сохранившемся уголке XIX века.

Апяри М. В.(филолог, выпускница ФФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике № 31. сентябрь 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *