Святой Иоанн Богослов – апостол всепобеждающей любви

9 октября — день памяти святого

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова часто называют «апостолом любви». Этот эпитет так сросся с юным учеником Спасителя, что сейчас уже мало кто задумывается, что это значит и почему Православная Церковь его так именует. Кто-то называет день его памяти «православным вариантом дня святого Валентина», а кто-то одевается в одежду красно-розовых тонов как некий символ любви…Но что же на самом деле скрывается за словосочетанием «апостол любви» : просто красивая метафора, покровительство влюбленным, характеристика личности самого апостола или что-то иное?

Одна из отличительных особенностей трудов Иоанна Богослова – раскрытие христианского учения о двух основных заповедях Закона Божия – о любви к Богу и о любви к ближнему. Действительно, один из главных вопросов для их автора – что такое любовь и почему она является залогом нашего спасения.

Темы любви касались многие апостолы. Так, апостол Павел говорил: «ныне пребывают вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13:13). Но почему именно она больше и главнее всех? Ответ мы находим в проповеди да и в самой жизни юного ученика Спасителя апостола Иоанна Богослова.

Любовь в Евангелии и трех Посланиях апостола Иоанна – это, в первую очередь, отношения между Богом и человеком. Да, любовь начинается с Божественной любви к человеку, выраженная в земном служении, то есть жертве Спасителя и Его крестной смерти за грехи рода нашего: «любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин. 4: 9-10). В евангельском повествовании апостол Иоанн Богослов недаром обращает наше внимание на те моменты земного служения Спасителя, которые ярче всего отражают Его любовь к человеку. Для чего Он, будучи Богом, сошел с небес на землю? Почему Он, будучи безгрешным, подвергался страданиям и издевательствам? Наконец, почему Он так долго терпит наши беззакония и принимает каждого, кто кается в своих грехах? Ответ один – из любви к нам, ибо «Бог есть любовь» (1Ин. 4: 8).

Итак, мы познали любовь через Бога, Который положил за нас Свою душу, «мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Мы, как дети своего Небесного Отца, так же должны Его любить. И наша любовь в первую очередь должна состоять не в чувственных и эмоциональных переживаниях. Любовь к Богу должна заключаться в том, «чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней» (2Ин.4:16-18). Во всякой добродетели есть свои примеры и образцы, которым мы должны следовать и к которым должны стремиться. Как мы знаем, в «любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение», а боящийся несовершенен в любви (1Ин.4:18). Так вот этого совершенства в любви, доступной человеку, как раз и достиг сам апостол Иоанн Богослов. Его любовь к Богу была настолько велика, что он один из всех учеников не побоялся смерти и неотлучно вместе с Пресвятой Богородицей был со Христом до конца.

А что же делать нам? Как понять, что мы идем верной дорогой, а не прельщаемся? Вернейшим критерием истинности чувства любви к Богу является любовь к ближнему: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20).

Таким образом, заповедь о любви к Богу идет тесно и неразрывно с другой – о любви к ближнему. Причем здесь любовь к ближнему? Если Господь так возлюбил людей, что отдал Сына Своего за нас, то как же мы, «купленные дорогой ценой» (1 Кор. 7:23), можем не любить друг друга? Поэтому Спаситель выделяет вторую заповедь, неотделимую от первой: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).

Любовь к ближнему оказывается на деле одним из самых тяжелых и непреодолимых испытаний почти для всех нас. Часто мы даже потерпеть не можем ближнего, что уж там говорить о жертвенности по отношению к нему. Мы можем часами стоять на коленях, поститься до изнеможения, превратить всю жизнь в одно большое паломничество, постоянно окроплять себя святой водой, а на деле также далеко отстоять от Бога, осуждая и не терпя ближнего нашего. Сколько православных могут похвастаться знанием Священного Писания и толкованиями на него Святых Отцов Церкви, однако не все из них укоренились в исполнении заповеди Спасителя о любви к ближнему.

Поэтому святой Иоанн Богослов и призывает нас: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:16-18).

Итак, апостол Иоанн Богослов не является покровителем влюбленных и день его памяти не может считаться православным аналогом Дня святого Валентина. Нет! Он – истинный апостол любви, то есть посланник, возвещающий бескрайнюю любовь Бога к людям, всемогущую и спасительную силу любви к ближнему, ибо любовь есть источник жизни и совокупность всех добродетелей. И посему она выше всех других добродетелей.

Пискунова А. В. (историк, аспирант ИФ МГУ, молодежный работник храма)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *