Учёный апостол Севера: свт. Иннокентий (Вениаминов)

6 октября —день памяти святого

Среди святых, прославленных Церковью, были люди различного душевного склада и разных способностей. Их жизненный путь также не был одинаков. Кто-то уходил от мира в леса и пещеры, предавался незримому для людей подвигу. Другие стяжали святость, пребывая на государственном или общественном поприще, как, например, император Константин, Александр Невский или Фёдор Ушаков. А о святителе Иннокентии (Вениаминове) можно сказать, что он совместил два великих служения: апостольское просвещение северных народов и развитие науки, а именно: сохранение знаний о культуре и жизни людей Сибири и Аляски.

Будущий свт. Иннокентий, а тогда еще Ваня Попов, появился на свет в 1797 году, в семье пономаря церкви села Ангинское Иркутской губернии. Мальчик быстро овладел грамотой, в семь лет уже читал Апостол на литургии, а в девять поступил в Иркутскую духовную семинарию. Учился Иван хорошо, а кроме того, оказался способным механиком: сам выпилил шестерёнки для башенных часов, а дома даже смастерил особые водяные часы. В семинарии было несколько учеников с фамилией Попов, поэтому Иван получил от ректора новую – Вениаминов, в честь недавно скончавшегося епископа Иркутского Вениамина.

Жизнь шла обычным чередом – женитьба, рукоположение в диакона, затем – в священника… В 1823 году пришёл в Иркутск указ Священного Синода о необходимости отправить одного из священников на Алеутские острова, протянувшиеся дугой между Камчаткой и Аляской. Торговец-алеут Иван Крюков, оказавшийся по делам в Иркутске, побуждал отца Иоанна ехать на этот край света.

И отец Иоанн согласился. Получив благословение епископа, со всей своей семьёй он выехал на Уналашку – один из островов Алеутского архипелага.

Русские люди появились на северо-американских землях ещё в XVIII веке, тогда же начали принимать православие туземцы – эскимосы и алеуты. Прибыв на Уналашку, отец Иоанн отслужил литургию и молебен в уже стоявшей на острове часовне. Священнику с семейством пришлось поселиться поначалу в алеутской землянке, но вскоре он сам построил бревенчатый дом. Впоследствии миссионер обучил алеутов плотницкому делу, и вместе они построили церковь.

На страже алеутской культуры

Несмотря на бывшие столкновения с русскими промышленниками, туземцы тянулись к русской культуре и православию; иной раз им в этом помогало чудо. На острове Акун отец Иоанн столкнулся со странным случаем. Когда он подплывал к острову, всё население вышло его встречать. Выяснилось, что прибытие священника им предсказал алеут Иван Смиренников, которого называли «шаманом». Иван шаманом себя не считал. По его словам, уже тридцать лет, со времени крещения, ему почти каждый день являлись два белых духа, учили молитве и христианской вере. Отец Иоанн после размышлений склонился к мысли, что эти духи – ангелы Божьи. Несмотря на прямое предложение Смиренникова, он с ними не встретился; а к следующему приезду миссионера старик скончался.

Отец Иоанн много путешествовал по островам, при этом находясь в самых тяжёлых условиях. Он восхищался терпением и мастерством алеутов, живших в таком суровом краю, и высоко оценивал их достижения. «Все изделия алеутские, как, например, промысловые орудия и байдарки, так и национальная их одежда – писал священник – доведены, можно сказать, до невозможного совершенства в своём роде». Конечно, приходилось отцу Иоанну наблюдать и тёмную сторону жизни туземцев – блуд, пьянство, междоусобные войны. Всё это приходилось терпеливо преодолевать. Для просвещения пасомых священник написал небольшую книжку – «Указание пути в Царство Небесное», в которой кратко и ясно рассказал о цели христианской жизни.

Обучая туземцев сельскому хозяйству и строительству, отец Иоанн не стремился их «русифицировать», но, напротив, развивал их собственную культуру. Он составил алфавит для алеутского языка, перевёл Евангелие, катехизис и богослужебные тексты. Интересно, что, переводя на алеутский молитву «Отче наш», отец Иоанн на месте слова «хлеб» поставил слово «рыба». Обращаясь к самому распространённому на островах, в отличие от недавно завезённого хлеба, продукту питания, миссионер сохранил смысл молитвы и сделал его понятным для христиан-аборигенов.

Культура и жизнь туземцев, их происхождение, природные условия островов – отца Иоанна интересовало буквально всё. Он составил «Грамматику алеутского языка» и приложил к ней древние алеутские песни. Вениаминов наблюдал за морскими котиками и разработал таблицу их размножения, пользуясь которой, охотники могли добывать этого зверя без угрозы исчезновения вида. Для Этнографического музея Вениаминов собрал коллекцию памятников алеутской культуры. А в 1840 году в Петербурге были опубликованы «Записки об островах Уналашкинского отдела» – труд, вобравший в себя массу собранных миссионером материалов.

Епископское служение

В 1840 году жена отца Иоанна умерла. Сам он в это время находился по делам в Москве. Свт. Филарет убеждал вдовца принять монашество, что вскорости и совершилось. В постриге Вениаминов пожелал принять имя Иннокентий – в честь свт. Иннокентия, первого епископа Иркутского. Немедленно после этого Иннокентия возвели в сан епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Уже в епископском сане свт. Иннокентий ездил по огромной территории – Якутии, Камчатке, Чукотке, Аляске, ставил дело перевода Евангелия на якутский и тувинский языки. Епископ активно помогал развитию хозяйства в далёких краях и даже стал одним из инициаторов закладки города Благовещенска на Амуре.

Жизненный путь свт. Иннокентия пересёкся с другим великим русским миссионером – свт. Николаем Японским. Они встретились в 1860 году в Николаевске-на-Амуре, который незадолго до того стал центром епархии свт. Иннокентия. Почти год молодой иеромонах Николай прожил рядом с прославленным епископом, и тот старался передать ему свой опыт. Свт. Иннокентий учил не только проповедовать, но и помогать пастве в житейских нуждах. Он даже сам выкроил для о. Николая новую бархатную рясу, чтобы он произвёл доброе впечатление на японцев. Впоследствии свт. Николай во многом повторил путь свт. Иннокентия – как и наставник, он с вниманием и уважением относился к инородческой пастве, её культуре, также занимался переводом Библии и богослужения.

В 1868 году в Благовещенск пришло письмо, сообщившее, что епископ Иннокентий назначен на московскую кафедру. Начался последний, одиннадцатилетний период жизни святителя. Став Московским митрополитом, Владыка Иннокентий помогал нуждающимся, разрешал споры, объезжал храмы и монастыри. Не забывая о своих апостольских трудах, он создал Православное Миссионерское Общество и стал его председателем.

Но сил у свт. Иннокентия оставалось всё меньше. Он болел, к концу жизни ослеп. Кончина наступила в Великую Субботу, 31 марта 1879 года. Погребли святителя в церкви св. Филарета Милостивого Троице-Сергиевой Лавры, рядом со свт. Филаретом (Дроздовым).

В 1977 году свт. Иннокентий был прославлен Русской Церковью и одновременно – Православной Церковью в Америке. Мощи святителя почивают в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Память апостола Сибири и Америки совершается в день преставления, 13 апреля (31 марта ст.ст.), и в день церковного прославления – 5 октября (23 сентября ст.ст.). Также он входит в целый ряд соборов святых – Петербургских, Радонежских, Сибирских, Американских и в собор Московских святителей.

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Историки ПСТГУ

25 авг 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *