Усадьба Хмелита ― частица мира Грибоедова

Фото с официального сайта усадьбы

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Нина Чавчавадзе-Грибоедова

Загадка пантеона русской литературы — имя Александра Сергеевича Грибоедова. Талантливый дипломат, прекрасный музыкант, интересный собеседник, он остался в истории автором единственного в своем роде литературного шедевра — комедии «Горе от ума». Homo unius libri8 — так можно назвать этого писателя. В его жизни оказались две судьбоносные вехи: бессмертная комедия и бессмертная любовь. Именно память прекрасной Нины Чавчавадзе и литературные цитаты, растворившиеся в самой жизни, перенесли имя Грибоедова в категорию вневременную.

Александр Сергеевич был разносторонне одаренным человеком, закончил три отделения Московского университета, владел основными европейскими языками, несколькими древними и восточными. Его глубокие познания распространялись на философию и историю. А дипломатический талант позволил заключить выгодный для России Туркманчайский мирный договор с Персией. «Ум и дела» Грибоедова действительно во многом определили развитие России XIX века. Но в жизнь самого Александра Сергеевича они привнесли не только ореол славы, но и трагедию.

Встреча в Тифлисе с дочерью грузинского поэта А. Г. Чавчавадзе Ниной осенила путь Грибоедова. Музыкальные занятия с юной пятнадцатилетней девушкой неожиданно оказались одухотворены взаимной любовью. Это было необычное, возвышенное чувство. Встреча утонченной женственности, красоты и изящества с мужественной силой, тонким умом, блестящим талантом и глубокой порядочностью, преданностью Отечеству. Этот союз был гармоничен и прекрасен. Но уделом его было соприкосновение с «миром печали и слез».

Кратким и хрупким оказалось счастье. Всего четыре месяца провели супруги вместе здесь, на земле. Но даже трагическая смерть не смогла разлучить души, соединенные на Небе поистине священной любовью. Необходимость прибыть в Персию для ведения переговоров вынуждает Грибоедова расстаться с Ниной. Его письма к ней полны заботы, любви и нежности. Словно предчувствуя долгую разлуку, Александр Сергеевич запечатлел в них всю полноту своего чувства.

«Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя, и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда боле не разлучаться…»

Им не суждено было вновь увидеться. «Не разлучаться» они смогли только после встречи в ином мире.

Надев после трагической гибели Грибоедова траур, она так и не сняла его. Черной розой Тифлиса называли молодую женщину, преданно хранившую верность памяти мужа. Поэт Яков Полонский посвятил памяти Нины такие строки:

В Тифлисе я её встречал…

Вникал в ее черты:

То — тень весны была, в тени

Осенней красоты.

Не весела и не грустна, —

Где б ни была она,

Повсюду на ее лице

Царила тишина.

Всю оставшуюся жизнь Нина посвятила христианской любви к ближнему — в память о Грибоедове. Она согревала своей заботой окружающих, много помогала нуждающимся. Один из современников писал о Нине:

«То был ангел-хранитель всего семейства, а в то же время и существо, которому поклонялись все служившие тогда на Кавказе. Она носила с собою какой-то особенный ореол благодушия, умения войти в нужды каждого и делать эти нужды других всегда своими… Глаза ее, кажется, никогда не могли состариться: столько было в них выражения доброты, приветливости и ясности душевной»

Умерла Нина в возрасте 45 лет во время эпидемии холеры. До последнего мгновения она старалась облегчать горе и страдания несчастных. Гимном любви оказался ее путь. Per aspera ad astra11 ко встрече вел он ее. «Меня… рядом с ним…» — последние слова Нины. Ее оплакивал и провожал весь Тифлис:

«О ней нельзя было не плакать, то было существо, редко встречавшееся на белом свете: она вся преисполнена была любовью. Она показала выполнением данного ею обета, на какое глубокое чувство христианского самопожертвования способна грузинская женщина во имя любви. Для этого ей не понадобились ни монашеская ряса, ни келья. Не разрывая связей с той средой, в которой она родилась и жила, всю себя посвятила она ее служению. Больше всего на свете дорожила она именем Грибоедова и своею прекрасною, святою личностью еще ярче осветила это славное русское имя»

Эту удивительную историю нельзя не вспомнить и в России при посещении усадьбы Хмелита, принадлежавшей в XIX веке родственникам Александра Сергеевича Грибоедова, а сейчас являющуюся историко-культурным и природным музеем-заповедником писателя. Хмелита — удивительный памятник елизаветинского барокко находится неподалеку от Вязьмы в Смоленской области.

Именно стиль, пышный, нарядный, праздничный, делает уникальной эту усадьбу. Роскошный особняк, не характерный для загородных дворянских усадеб, скорее напоминает дворцы Петербурга. Отреставрированный двухэтажный главный дом с флигелями середины XVIII века, тенистый парк, ожерелье прудов и храм Казанской иконы Божией Матери составляют архитектурный ансамбль Хмелиты. Красив и необычен главный дом поместья. Рукава парадной лестницы «обнимают» здание, словно символизируя два крыла, осеняющие жизненный путь Грибоедова — любовь и творчество. Этот парадный фасад по форме напоминает и сердце, бережно и преданно поддерживающее основное здание, подобно тому, как любовь и верность жены осеняли неким ореолом судьбу и жизнь драматурга.

Здесь, в имении дяди, провел свои детские и юношеские годы Александр Сергеевич Грибоедов. Нравы, обычаи, местный колорит жизни, характеры, — всё это запечатлевал в своей памяти будущий писатель с тем, чтобы впоследствии воплотить в художественной  форме. Принимая участие в деятельности усадебного театра, Грибоедов уже тогда начал приобщаться к искусству слова. До 1811 года он приезжал в усадьбу на лето. Нашествие Наполеона резко изменило привычный уклад жизни. Движимый патриотическими чувствами Грибоедов вступает в армию, а затем посвящает себя дипломатической службе. В усадьбе он больше практически не появлялся. А она между тем продолжала жить и расцветать вплоть до 1869 года. Затем, перейдя от Грибоедовых в купеческие руки, усадьба постепенно начала терять свое былое величие. Ее разрушение было впоследствии ускорено революцией. До 1970-х годов Хмелита стояла в руинах. И ничто не предвещало ее возрождения, если бы не энтузиазм и влюбленность в свое дело молодого работника реставрационных мастерских В. Е. Кулакова и архитектора П. Д. Барановского. Именно благодаря им мы имеем возможность соприкоснуться с жемчужиной барочной архитектуры XVIII века. Виктор Евгеньевич Кулаков написал письмо в Великобританию потомкам последних владельцев поместья и получил от них чертежи и планировку усадьбы. На ее восстановление понадобилось 25 долгих лет. Только в 1995 году, к двухсотлетию со дня рождения Грибоедова, усадебному комплексу был возвращен первозданный облик. Стараниями Виктора Евгеньевича в Хмелите воссоздана не только уникальная барочная архитектура времен Елизаветы Петровны, но и сохраняется колорит и дух великой эпохи.

Старинные фасады и тенистые аллеи воскрешают в памяти «ум и дела» Грибоедова, которому судьба уготовала «два горя: горе от любви и горе от ума» .

Адрес: Смоленская область, Вяземский район, село Хмелита.

Апяри М. В. (филолог, выпускница ФФ МГУ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *