Источник Жизни

Православная Церковь знает великое множество почитаемых икон Пресвятой Богородицы. Все они имеют различные названия и особенности написания, но изображена на них Единая Приснодева Мария. Одной из таких икон является образ Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». На иконе Богородица с Богомладенцем на руках обычно изображается в некоей чаше, из которой изливается вода для всех жаждущих. Такая иконописная традиция восходит к посвященной Богородице роще в Константинополе, в которой находился прославленный чудесами источник.

Византийская святыня

Существует предание, что в V веке будущий византийский император Лев Маркелл отвел слепца в эту рощу, в то время заброшенную. Там Лев услышал голос Богородицы, повелевающий напоить слепого водой из источника и положить тину из него ему на глаза. Когда это было сделано, слепец прозрел. Став императором, Лев очистил источник и построил над ним храм во имя Богоматери. Несмотря на падение Византии и на то, что большинство ее святынь были обращены турками в мечети или полностью разрушены, храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» существует до сих пор. Вот уже сотни лет сюда приходят паломники набрать воды из источника и окунуться в его воды. В народе это место называется «Балыклы», то есть «Рыбная церковь». Согласно преданию, в 1453 году, в самый день падения Константинополя, у источника сидел старец и жарил ры бу. К нему подошел его послушник и сказал, что Константинополь пал. Старец не поверил этим словам и ответил, что скорее оживут рыбы, которых он только что жарил, чем падет великий город. Только он произнес эти слова, как его сковорода перевернулась, рыбы упали в воду и ожили. Сегодня, как и много веков назад, сюда стекаются толпы верующих и страждущих: православные, католики, представители других христианских конфессий, посещают это место и мусульмане — все со слезами просят Пречистую Деву о заступничестве. Да, даже от мусульман в этих местах можно нередко услышать: «Велика в женах св. Мария!»

Путь в Россию

Икона «Живоносный Источник» пришла в Россию из Греции в XVI–XVII веках, тогда же на русский язык было переведено и богослужение в ее честь. С того же времени в России устанавливается традиция освящать в честь Богородицы источники рядом с монастырями. Икону «Живоносный Источник» почитал прп. Серафим Саровский. Он отправлял больных богомольцев молиться перед ней в Саровской пустыни, и они исцелялись. Празднование иконе совершается в пятницу Светлой (Пасхальной) недели, в этот день совершается водосвятный молебен.

Источник Жизни

Название «Живоносный Источник» — это не просто память о целебном источнике. Живоносным источником является сама Пресвятая Богородица, через которую воплотился в мир Тот, Кто даровал жизнь всем сущим на земле, Кто пришел на землю и искупил Своей кровью наши грехи. Этот источник — олицетворение Пречистой Девы, вынашивающей в своем лоне Спасителя мира. Как вода, вытекающая из источника, дает жизнь всему живому в пустыне, так и Господь дарует жизнь всем, кто искренне верит и прибегает к Нему. Не зря в наших богослужебных текстах мы именуем Спасителя «Жизнедавче Христе». Поэтому, если Господь — наша Жизнь, то источник Начала — есть сама Пресвятая Богородица. Православная икона всегда являлась некой проповедью в красках, и в этом отношении иконография образа «Живоносный Источник» прекрасный пример такой проповеди. Посмотрите, кто стоит возле источника, кто припадает к нему? Это страждущие телесными недугами, душевными немощами, духовными язвами и страстями. Это они в ожидании исцеления и просвещения пьют животворящую воду из источника, являющегося аллегорией Спасителя и Его Пречистой Матери.

Думается, что в связи с почитанием Богородицы как Источника можно вспомнить и слова Ее Сына, обещавшего дать «источник воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). В христианстве вода вообще считается символом очищения, исцеления и освящения. Река орошала рай, в котором до грехопадения жили Адам и Ева (Быт. 2, 10). В Новом Иерусалиме, описанном в Апокалипсисе, от престола Божьего будет истекать река жизни (Отк. 22, 1). Погружаясь в воду, мы принимаем святое крещение и омываемся от грехов.

«Почерпе́м, челове́цы,/ цельбы́ душа́м и те́лом моли́твою,/ Река́ бо всем предтече́т — Пречи́стая Цари́ца Богоро́дица,/ источа́ющи нам чу́дную во́ду» — такими словами тропаря Церковь прославляет икону «Живоносный Источник».

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Опубликовано в Вестнике №38. апрель 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *