Плотию уснув…

Кто лежит во гробе?

Зачем в храме стоит гроб, и кто в нем покоится? Да, именно покоится, а не лежит… Это Сам Господь, Спаситель и Избавитель мира, отдавший себя на поругание и крестную смерть. Великая Суббота — день воспоминания телесной смерти Иисуса Христа, последний день перед Светлым Христовым Воскресением, перед нашим Всеобщим Воскресением!

Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя

Великая Суббота — это один из главных дней всей истории человечества. Почему? Потому что в этот день врата ада были разрушены, ибо Сын Человеческий победил смерть. Мы слышим: «Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии Рождшагося не приял», — это ад вопиет и плачет, что лучше бы он не принимал Того, Кто родился от Марии. Господь в этот день сошел душою в ад и возвестил всем прежде умершим о том, что исполнилось обетованное избавление человека от уз дьявола, потому что Сам Сын Божий искупил своей кровью грехи всего человечества. Можно только догадываться, что тогда было в аду: ликующие праведники, сраженные демоны… «Ужасеся ад, Спасе, зря Тя, Жизнодавца, богатство онаго расхищающа и сущия от века мертвыя возставляюща», ― поется в одном из песнопений Великой Субботы.

Но благая весть звучит пока только там, в мире мертвых, а здесь на земле мы все еще ожидаем воскресшего Господа и поэтому держим в памяти слова: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет», ― напоминание, о том, какою ценою куплено наше бессмертие.  Пресвятая Богородица лучше всех понимала эту цену. Она видела, как Он всё шел вперед, подводя страждущее человечество к долгожданному искуплению, а значит, неотвратимо приближая час своих Крестных Страданий. Ей вспомнилось тогда пророчество старца в храме на сороковой по Рождению ее Сына день (Лк. 2, 35) и вырвалось: «Увы, Симеоново совершися пророчество: Твой бо меч пройде сердце Мое, Еммануиле!» (Святая и Великая Суббота, утро, непорочны, похвала 121). Великая и где-то страшная тайна ― телесная смерть Сына Божьего стала началом всеобщей жизни и избавлением от смерти.Как прекрасно сказал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), «Любовь, любовь безграничная, любовь безмерная, как бездонный океан, любовь Божественная, сострадание Божественное к гибели всего человечества были причиной того, что добровольно отдал Себя на страшную смерть Сын Божий… С одной стороны — безмерная любовь Божия, а с другой стороны — и правосудие Божие. Бездонная пучина грехов, которые сотворены до пришествия Христа и которые творятся после пришествия Его, не могут остаться безнаказанными… Надо было, чтобы эти грехи были искуплены непостижимым для нас образом».

Великая Суббота ― день скорби, и в то же время ― радостного предчувствия торжества Жизни, ибо Сам Господь нас утешает и предвозвещает победу над смертью: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся». В этом молчании нет суровой безнадежности, это безмолвие ― трепет и благоговение перед совершающимся спасением мира.

Колыбель для Бога

Земная жизнь Христа началась с пещеры-хлева, после Его земной смерти Тело Христово тоже оказалось в пещере. Когда-то в пещере Рождества над Младенцем склонялась Мария, а старец Иосиф пеленал «беззащитного» Бога. Ныне же в пещере Успения, именно Успения, а не Смерти, Пресвятая Богородица также склонялась над своим уснувшим Сыном, и Иосиф, правда уже иной, бережно прятал тело Сына Божьего в погребальные пелены, не побежденного, как казалось, а побеждающего в этот момент силы адовых врат. Его гроб стал не просто Его колыбелью, гроб стал залогом нашей Жизни. Не было бы Голгофы, не было бы Гроба ― никогда бы не было нашего Воскресения. И это тайна Великой Субботы, которая раскрывается в прекрасных церковных песнопениях этого дня.

Слава Богу за Крест, слава Богу за смерть Христа, слава Богу за милость и любовь Святой Троицы к роду человеческому, ибо «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий не погиб бы, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Теперь смерть уже не конец, а только сон, успение… до всеобщего воскресения и жизни вечной. Господь всё сделал за нас, ибо мы не смогли бы сами преодолеть эту пропасть. Ныне нам остается только выбрать с кем мы ― со Светом или с Тьмой.

Мы у гроба Господня

Господь лежит во гробе… Все еще тихо… Господь еще не воскрес, мы у Его гроба. Каждому из нас есть, о чем помолчать, подумать и помолиться… Люди однажды убили пришедшего на землю Бога… убили телесно… Сегодня, непрестанно согрешая против заповедей Божьих, разве мы не предаем Его? Еще не все пока знают, что этот сон-смерть есть исполнение ветхозаветного пророчества. Что это значит? Все живое еще ожидает в безмолвии, а заря Воскресения уже сияет мертвым в аду.

О чем нам стоит задуматься, стоя у колыбели Успения? Наверное, о том, насколько наша жизнь согласуется с заповедями Божьими и, если нет, то желаем ли мы измениться. Пока человек жив телесно, у него всегда есть шанс исправиться.

«Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твёрдая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание Его тогда, когда весь мир был против Него, ― вот из чего сплёлся венец, венчавший главу бывшего разбойника, как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая!» (Свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский).

Великая Суббота ― не праздник освящения куличей и красных яиц, а День победы Жизни над Смертью и адом. Увы, но освящение пасхальных снедей нередко становится целью этого дня. Мы приходим в храм, но не прибегаем к Господу, который лежит сейчас в центре храма в гробу… нет… мы толкаемся, зорко блюдем свое место в очереди на освящение и негодуем, когда что-то мешает нам двигаться быстрее к заветной цели — взмаху кропила над яствами. Но не в яйце жизнь, а в Том, Кто сейчас лежит в погребальных пеленах, Кто в этот самый момент победил врата ада, попрал их Своими ногами. К Нему в первую очередь нужно прибегать и склоняться в этот торжественный день, ибо важнее Его никогда не было и не будет. Освящение пасхальных снедей ― христианская традиция, укрепляющая нашу общность, но общность основывается не на поклонении этим снедям, а на участии верных в Таинстве Евхаристии, или Причащения, через которое верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово.

Пискунова А. В.  (историк, аспирантка ИФ МГУ, молодежный работник храма)

Опубликовано в Вестнике №38. апрель 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *