Собор Московских святых. Знает ли Москва своих святых?

Почти каждый москвич знает, что в первые (реже во вторые) выходные сентября в Москве отмечается День города. Эту дату успели выучить даже многие приезжие, так как в это время столица превращается в одну сплошную праздничную площадку. Кто из нас не любит в эти дни, как правило еще теплые и солнечные, погулять в городских парках и усадьбах, пройтись по украшенным центральным бульварам и, конечно же, посидеть у фонтана с мороженым в руках. Москва, хоть и столица нашей страны, а все же День города всегда ощущается как что-то домашнее, чисто наше, московское. Мы вспоминаем ее многовековую историю, где-то общегосударственную, но где-то и только свою, личную. А история — это всегда люди. Поэтому День города — это еще и день памяти всех людей, положивших свои силы, а порой и жизнь, на благо нашего города.

Сегодня, готовясь к празднованию Дня города, мы поговорим еще об одном празднике, который также приходится на первые выходные сентября. Этот праздник тесно связан с Днем города, но, увы, остается почти всеми москвичами не замеченным. Немногие знают, что в эти же дни Церковь чтит память Собора Московских святых, наших ходатаев перед Господом. Как гласит русская пословица, не стоит село без праведника. Что ж тут говорить о городе, да еще и столице. Целый сонм праведников денно и нощно возносят ко Господу свои молитвы о нашей столице. Какие же исторические эпохи и каких людей объединил этот праздник?

Собор Московских святых имеет переходящее празднование и празднуется в первое воскресение сентября, обычно совпадая с Днем города. Празднование Собора было установлено в 1997 году, в год 850-летия Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Собор Московских святых включает 542 святых угодников Божиих, из них до ХХ века канонизирован 81 святой, а в ХХ веке — 461 святой, из которых 453 новомучеников и исповедников Русской Церкви.

Зачем был установлен праздник, если у каждого святого есть свой отдельный день памяти? Празднуя память святых в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество, будь то князь, митрополит или простой человек. Все они, прославившись у Господа, непрестанно возносят молитвы к Всевышнему за град Москвы и его жителей.

Первый московский святой

Первым московским святым стал митрополит Петр, чьи мощи покоятся в Успенском соборе Московского Кремля. Много трудностей пришлось испытать владыке, управляя Русской Церковью. Русь была опустошена от постоянных набегов татар и непрекращающихся усобиц между удельными князьями. Именно в этот период Господь даровал Русской земле такого святителя, положившего все силы на укрепление государства и утверждения мира в стране. Сделав Москву местом своего пребывания, мудрый владыка по сути во многом определил дальнейшее возвышение этого города в качестве столицы всего государства, что впоследствии полностью себя оправдало.

Московские святители

Среди московских святых отдельно выделяется Собор Московских святителей. Эти великие умы, настоящие угодники Божии, хотя и жили в разное время, порой в совершенно разных политических и социальных условиях, однако, все они решали одни и те же задачи: примирение враждующих слоев общества, просвещение, сохранение чистоты православной веры и единства Русских земель, раздираемых внешними и внутренними врагами. Они трудились на благо всей России, но все же именно с Москвой были связаны их судьбы. Среди этих имен всем известные митрополиты Киприан, Алексий, Фотий, Иона, Макарий и Филипп, первый патриарх всея Руси Иов, столп православия и настоящий патриот патриарх Гермоген, всеми любимый патриарх Тихон. Эти люди не стояли у власти, на них не надевали царские венцы, но тем не менее они были знаковыми персонами своего времени, чьи слова и поступки во многом были определяющими.

Благоверные князья

Человеку, обличенному властью и богатством, как известно трудно войти в Царствие Божие, тем более стать святым. Но Россия — удивительная страна, удивительны и ее святые. Мало какая Поместная Православная Церковь может назвать столько святых благоверных князей как Русская Церковь. Есть в этом списке и московские князья, прославленные Церковью: благоверные князья Даниил Московский, Дмитрий Донской, Иоанн Калита, царь Федор Иоаннович и др.

Блаженные юродивые

В Московской Руси, в отличие от Византии и Католического Запада, юродивые получили большой социальный вес — они выступали как обличители неправедной власти, глашатаи воли Божией, прозорливцы и вступившие на путь пророческого служения аскезы. Некоторые юродивые почитались еще при жизни. Однако общее число прославленных юродивых все же очень мало. Но именно этот небольшой процент блаженных юродивых, прославленных Церковью, приходится в основном на Москву. Не удивительно, ведь именно Москве, центру сосредоточения власти, как никому другому нужны были судьи добрые и нелицеприятные.

Первым московским юродивым, чудотворцем, был Максим Блаженный. Максим юродствовал в период татарских набегов на Русь, и в это тяжелое время он утешал обездоленных. Два других известных юродивых Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак без страха представали перед правителя с вразумлениями и наставлениями. Не редки были случаи, когда не только отдельные люди, но и целые города были спасены от царского гнева по заступничеству блаженных юродивых. Так, согласно церковному преданию, Василий Блаженный даже после своей смерти заступался за русский народ и являлся царю Иоанну Грозному для увещевания.

Новомученики и исповедники

Как уже было сказано, Собор Московских святых включает 542 святых, из которых 453 угодника Божиих прославлены как новомученики. Кроме того, из всего числа новомучеников и исповедников Российских, достигшего около полутора тысячи имен, более четверти являются московскими святыми. В Москве учились, проходили служение и совершили свой исповеднический и мученический подвиг сотни новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Сотни подвижников Божиих, арестованных и приговоренных к тюремному заключению, отбывали свои сроки преимущественно в Таганской, Лефортовской, Бутырской тюрьмах и, конечно же, на Лубянке. Жизненный путь многих также обрывался в Москве или в ее окрестностях. Так, Бутовский полигон стал настоящим кладбищем новомучеников. С 2000 года ежегодно в 4-ю субботу по Пасхе в день памяти Новомучеников в Бутове пострадавших служится Божественная литургия под открытым небом на Бутовском полигоне.

День города — праздник московских святых

В 2017 году торжества, посвященные Дню города, пройдут во вторые выходные сентября, в 9 и 10 числах. Москва будет отмечать свое 870-летие, 870 страниц нашей истории. В этом году день памяти московских святых не совпадет с Днем города, но все же это и их праздник (напомним, что одним из инициаторов празднования дня города в далеком XIX веке был святитель Филарет Московский). На протяжении многих веков здесь, в Москве, творилась история. Но творилась она не сама по себе. Творили историю люди, которые управляли, строили, защищали, просвещали, учили и созидали. Своими делами они не только снискали народную любовь, но были удостоены от Господа и венцов святости. Благоверные князья, святители, преподобные, блаженные, новомученики — такие разные и не похожие — все они являлись для соотечественников и потомков примерами мужества, патриотизма, стойкости и святости. Объединившись в небесное воинство, они и по сей день незримо охраняют наш град и являются прямыми ходатаями за нас перед Господом. Поэтому, бесспорно, День города это и их праздник, праздник московских святых.

Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ, молодежный работник храма)

Опубликовано в Вестнике № 31. сентябрь 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *