Человек, ставший отцом Бога: праведный Иосиф Обручник

Первое воскресенье после Рождества — день памяти святого

Вновь приближается Рождество. Скоро на иконах, праздничных открытках, в устроенных при храмах вертепах мы увидим знакомые образы: Христос-Младенец, лежащий в яслях, Его Матерь — Дева Мария, пастухи и волхвы, пришедшие поклониться Сыну Божьему. Рядом стоит святой Иосиф — тот, кому было поручено оберегать девство Богородицы, кто носил на руках Создателя мира…

Иосиф Обручник стал неотъемлемой частью рождественской истории, но что мы о нем знаем?

В Новом Завете об Иосифе, как и о других членах семьи Иисуса Христа, сказано немного. Евангелисты Матфей и Лука упоминают его в связи с событиями Рождества Христова, сообщая, что Мария была обручена Иосифу, потомку царя Давида. Евангельский рассказ дополняется Священным Преданием. Оно говорит, что Мария была дочерью престарелых, но бездетных супругов Иоакима и Анны. Они молились о даровании ребенка и обещали, что посвятят его Богу; поэтому, когда Марии исполнилось три года, они отдали Ее на воспитание в Иерусалимский храм, и Она жила при храме до четырнадцати лет. По достижении этого возраста священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила, что дала обет девства. Тогда было решено обручить Марию праведному старцу, который, будучи мнимым мужем, оберегал бы Ее. На Иосифа указало чудо: на посохе, принесенном им в храм, распустились цветы. Некогда такое же чудо указало на первосвященническое достоинство Аарона, брата пророка Моисея. Следует сказать, что с точки зрения иудейского закона союз Иосифа и Марии был законным браком, а Иисус — сыном Иосифа.


 

Решив отпустить Марию, Иосиф, объясняет Златоуст, «поступает уже выше закона» и являет «великую мудрость».

 


Евангелие называет Иосифа «праведным» (Мф. 1,19). Как говорит свт. Иоанн Златоуст, здесь евангелист «называет праведным того, кто имеет все добродетели». По роду занятий Иосиф был плотником. Впрочем, есть мнение, что стоящее здесь греческое слово «тектон» следует переводить шире — «строитель», а понимание Иосифа как плотника сложилось уже в Европе с ее деревянным домостроительством.

Был ли Обручник к тому времени вдовцом или он никогда не женился? Православная традиция склонна к первому ответу, католическая — ко второму. Проблема в том, что в Евангелии упомянуты «братья Иисуса» (Мк. 3,31), и в первом случае мы можем считать их сыновьями Иосифа, а во втором — двоюродными братьями Иисуса, сыновьями сестры Богоматери — Марии Клеоповой. Не углубляясь в этот вопрос, скажем только, что из евангельского повествования и святоотеческого наследия с большей вероятностью следует то, что Иосиф был вдовцом и имел детей от первого брака.

Настало время Сыну Божьему явиться среди людей. Произошло Благовещение, и Дева Мария приобрела плод от Духа Святого. Иосиф, узнав о беременности, «будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1,19). «Можете представить, — говорит свт. Иннокентий Херсонский, — что должно было произойти при этом в душе святого старца!» Будучи законным супругом, Иосиф имел право обличить жену в прелюбодеянии и требовать ее наказания, но из милосердия он не желал делать этого; а оставить ее рядом с собой — также было противно закону и совести. Решив отпустить Марию, Иосиф, объясняет Златоуст, «поступает уже выше закона» и являет «великую мудрость». Иосиф пребывал в недоумении и скорби о случившемся, но тут его посетило откровение: «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А всё сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:20–23). Два различных имени, упомянутых здесь — Иисус и Еммануил — означают, что первое дано при рождении, второе — будет наречено в связи со смыслом происшедшего. «Итак, слова: «нарекут Еммануил» — говорит Иоанн Златоуст — означают не что иное, как то, что увидят Бога с человеками. Хотя Бог всегда был с человеками, но никогда не был так явно».


 

А между тем может ли не быть особенно близок к престолу Божьему, может ли не иметь к нему особенного дерзновения тот, кто считался земным отцом Христа, был верным хранителем Пресвятой Девы и так свято исполнил относительно Иисуса-Младенца, Отрока, Юноши — возложенный на него Провидением долг?

 

 


Так Иосиф узнал, что рядом с ним, наконец, появится на свет Мессия, Спаситель, приход которого был обещан Богом еще Адаму сразу после грехопадения и о ком говорили пророки, как, например, Исаия, слова которого привел здесь евангелист Матфей. Естественно, посвящение в эту тайну должно было побудить Иосифа с еще большим благоговением относиться к обрученной ему Деве.

Далее произошло Рождество Христово; за ним последовали учиненное Иродом избиение младенцев, бегство Святого Семейства в Египет, встреча Христа с праведным старцем Симеоном в Иерусалимском храме. Иосиф всё это время находился рядом с Иисусом и Богородицей. Иногда на иконах Рождества рядом с сидящим Иосифом изображали некоего старца; возможно, имелся в виду демон, искушавший Обручника. На образах другого двунадесятого праздника — Сретения Господня — Иосиф стоит рядом с Девой Марией и держит в руках двух голубей. Эту жертву полагалось приносить в храм на сороковой день по рождении первенца.

О детстве Христа евангелист говорит кратко: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на нем» (Лк. 2:52). Как поясняет толкователь Евангелия блж. Феофилакт Болгарский, не следует думать, что Христос «был мудр по успеху в учении» — как Бог, Он уже владел всей мудростью. Но эту мудрость Он являл постепенно.

Последний раз Евангелие упоминает Иосифа в эпизоде, когда Христос в двенадцатилетнем возрасте скрылся от Своей семьи во время пасхального паломничества и был найден в Иерусалимском храме. «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя» (Лк. 2,48) — сказала тогда Мария, свидетельствуя тем самым, что Иосиф был тут же.

По преданию, Иосиф почил в возрасте около 100 лет. Случилось это, по-видимому, прежде выхода Христа на общественное служение. После кончины душа святого Обручника снизошла в шеол — загробный мир, где пребывали все праведники Ветхого Завета. Русский богослов П. С. Казанский составил в XIX веке акафист святому Иосифу, в который включил такие слова: «радуйся, всем сущим во аде весть известную принесший, яко прииде Христос, имеяй свободити и спасти род человеческий». Как и Иоанн Креститель, Иосиф принес весть о Спасителе тем, кто ждал Его и при жизни, и после смерти.

Исторически сложилось, что отдельное почитание святого Иосифа более характерно для католической традиции, чем для православной. Но это, конечно, не значит, что православные не могут чтить Обручника Пресвятой Девы и молиться ему. Религиозный писатель Евгений Поселянин так писал об этом:

«К сожалению, православные недостаточно помнят этого замечательного человека, с истинно христианскою скромностью совершившего свое дело и незаметно ушедшего от жизни. А между тем может ли не быть особенно близок к престолу Божьему, может ли не иметь к нему особенного дерзновения тот, кто считался земным отцом Христа, был верным хранителем Пресвятой Девы и так свято исполнил относительно Иисуса-Младенца, Отрока, Юноши — возложенный на него долг?»

Память праведного Иосифа Православная Церковь совершает в первое воскресенье по Рождестве Христовом, вместе с другими родственниками Христа по плоти: Его предком царем Давидом, братом — апостолом Иаковом. Эти же святые вспоминаются и 8 января (26 декабря ст. ст.), когда на следующий после Рождества день празднуется Собор Богородицы.

 

 

Игумнов Д.А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *