Рождество — начало нашего спасения!

Рождество Христово — день, когда не просто разделилось человеческое летоисчисление на «до» и «после» Рождества Христова, а когда всё бытие человеческое разделилось на две части — период томительного ожидания рождения Спасителя всем человечеством и начало нашего спасения. В этот день мир дождался исполнения обетования, данного Богом людям в ответ на лукавствие змия: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Как поется в одной из строк акафиста Иисусу Сладчайшему, «сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет».

Человек, изначально созданный для Богообщения и жизни в Раю, но падший и порабощенный различными страстями, — вот истинная причина Боговоплощения. Отрывок из акафиста упомянут здесь неслучайно. Как известно, икона — богословие в красках, цель которого помочь возвести ум и сердце человека к Первообразу и донести до человеческого сердца евангельскую историю. Все эти качества можно отнести и к богослужебным песнопениям, назвав их богословием в звуке. Действительно, богослужебные песнопения праздника Рождества Христова как нельзя лучше подчеркивают исключительное значение этого события для спасения всего человечества, призывая нас с благоговением, трепетом и ликованием приклониться перед родившимся Младенцем. Что же мы слышим? Еще до наступления Рождества, в Сочельник на Великой вечерне мы слышим 8 проникновенных ветхозаветных паремий. Паремиями называются специальные тексты, помогающие молящимся глубже проникнуться смыслом того, что празднует в данный момент Церковь. Рождественские паремии — это ветхозаветное прикосновение к новозаветной тайне явления Бога среди нас, к чуду рождения Мессии от Девы Марии. В Священном Писании Ветхий Завет и Новый Завет разделены собственной нумерацией глав, отчетливыми видимыми границами издательского книжного оформления. А вот в рождественских песнопениях этого нет, Церковь установила чтение паремий как раз, чтобы показать неразрывность повествования. Они показывают общность и преемственность Ветхого и Нового Заветов, указывают на то, что Господь исполнил в этот день всё, чего так ждали люди до Его рождения — пришествия Искупителя. Итак, мы готовимся ко встрече с Ним, с долгожданным Спасителем.


 

Они показывают общность и преемственность Ветхого и Нового Заветов, указывают на то, что Господь исполнил в этот день всё, чего так ждали люди до Его рождения — пришествия Искупителя.

 


Если Великая вечерня еще лишь приготовления, то Великое повечерие — настоящая встреча, преклонение перед Младенцем в яслях. Мы слышим, как в день Рождества весь мир наполнился светом истины и даже волхвы, поклонявшиеся большим и малым светилам, водимые звездой, пришли к скромной пещере и обрели Великого Бога, ибо видели они лежащим в пещере как Младенца, Безвременного. И небо и земля славословили, ибо ради нас родилось младое Дитя, Предвечный Бог, явивший во плоти Себя человечеству, погруженному во тьму. И чувства ужаса и трепета вкрадываются в душу при словах стихиры: «рождейся от Девы, вертеп и ясли прияша Того». Лишь вертеп и ясли приняли в свои руки Царя Царей, Создателя мира и нашего Отца, Того, кто был ожиданием народов. Великий день, когда на землю пришел Бог. Невидимый ранее по природе чрез человеческое естество Христа в этот день Он стал доступен созерцанию. Небо и земля слились в едином славословии, так как родился Искупитель: «Слава в выших Богу, в Вифлееме слышу от безплотных днесь, на земли мир благоволившему быти», «пастырие чудо проповедуют, волсви от восток в Вифлеем дары приносят». Ночь рождения Младенца — ночь, когда Иисус, видя, что созданный по образу и по подобию человек истлел, приклонил небеса и сошел к нам. До нас доносятся в стихирах ключевые слова, показывающие место этого праздника в жизни каждого из нас: «днесь временный разрешися соуз осуждения Адамова, рай нам отверзеся, змий упразднися: юже бо прельсти первее, ныне узре Содетелеву бывшу Матерь». Через женщину грех вошел в мир, следовательно, через женщину и должно было прийти избавление. Сегодня Христос рождается в Вифлееме от Девы; сегодня Безначальный начинается и Слово воплощается; небесные силы радуются, и земля с людьми веселится. Отныне народы, издревле погруженные в тление, избежавшие гибели со стороны наибольшего врага, поднимают руки с хвалебными песнями, почитая одного Христа как благодетеля, милостиво пришедшего к нам.

Об особенной значимости рождения Спасителя в жизни каждого человека говорит повторение наречий «днесь» и «ныне». В текстах рождественских песнопений бросается в глаза частое употребление как раз именно этих наречий. Они как бы показывают, что несмотря на то, что событие совершилось более 2000 лет тому назад, оно к нам ближе, чем вчерашний день. То, что произошло тогда, имеет непосредственное отношение и к нам, живущим сегодня. Через богослужебные песнопения Церковь вводит нас в некую иную реальность, вне времени. Мы становимся свидетелями и даже участниками совершающегося перед нашим мысленным взором события Рождества Христова.

Великий вселенский учитель святой Иоанн Златоуст называет Рождество Христово «началом всех праздников». Святитель пишет:

«Кто назовет этот праздник матерью всех праздников, тот не погрешит… В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это — праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это — Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это — Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки»

Поэтому в день Рождества Христова мы радуемся, ибо воссиял день начала нашего спасения, спасения от греха и тления!

 

Пискунова А. В.(историк, аспирант ИФ МГУ, молодежный работник храма)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *