«Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня»

 

«Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь — Святой, история — Мудрою», — так писал о княгине Ольге русский историк Н. М. Карамзин, автор «Истории государства Российского». Как сочетались в одном лице эти качества и почему Церковь называет святую Ольгу равноапостольной? Для людей Древней Руси историческое значение первой женщины-правительницы Руси было очевидно. По словам летописца, «была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

За всю историю Православной Церкви только шесть женщин были прославлены в лике святых как равноапостольные: св. Мария Магдалина, мцц. Апфия и Фекла, св. Нина, царица Елена и русская княгиня Ольга.

Княгиня Ольга стала первой правительницей Древней Руси, принявшей христианство. Сегодня нам, должно быть, трудно оценить по достоинству смелость и решительность Ольги. Казалось бы, что тут такого особенного в принятии христианства? Однако давайте вспомним слова ее сына князя Святослава на просьбу матери сменить веру: «Что скажет о мне дружина моя, если изменю вере отцов? Она надо мною ругаться (авт. — насмехаться) будет». Весь уклад Руси тогда был языческий, отказ от веры предков мог вызвать и потерю доверия среди дружинников, и народное возмущение. Наша страна только начинала крепнуть, только начинали собираться русские земли под крепкую великокняжескую власть. Продолжить чтение

Владыка Иоанн — святитель и чудотворец Русского зарубежья

Изгнание, обреченность жить вдали от Родины — состояние, в котором оказались многие наши соотечественники после революции 1917 года. Это стало настоящей трагедией и для отдельных людей, и для всего русского народа. Больше миллиона православных оказались в странах Европы, Азии, Америки, в чужом окружении, вдали от России и её святынь. И в эти тяжёлые времена Бог воздвиг среди русских эмигрантов епископа Иоанна (Максимовича), святителя Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца.

Родился будущий святитель, в миру Михаил Максимович, 4 июня 1896 года в Харьковской губернии. Обучался в кадетском корпусе, затем на Юридическом факультете, служил в суде. В 1920 году вместе с остатками Белой армии Врангеля эвакуировался из Крыма и покинул Россию, как оказалось, до конца своих дней. Богословское образование Михаил получил в Югославии, в Белградском университете. В 1926 году митрополит Антоний (Храповицкий) постриг его в монахи с именем Иоанн, а вскорости Иоанн принимает сан иерея.

С 1934 по 1950 годы свт. Иоанн был епископом Шанхайским. В то время только в Шанхае жило около 50 000 русских эмигрантов. владыка Митрополит Антоний (Храповицкий), посылая будущего святителя на Восток, писал местному правящему архиерею: «Как мою собственную душу, как мое сердце, посылаю вам епископа Иоанна. Этот маленький тщедушный человек, с виду почти ребенок, — на деле зерцало аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления». Митрополит Антоний, действительно, с выбором не ошибся. Святитель ревностно творил дела милосердия: посещал больных, исповедовал и причащал их, основал приют для сирот во имя святого Тихона Задонского. Уже тогда происходили исцеления по молитвам владыки. Продолжить чтение

Юрьев-Польский — забытая жемчужина

Наш сегодняшний герой — один из интереснейших городов Владимирской области, но это не Владимир или Суздаль, а стоящий на притоке Клязьмы, реке Колокша, Юрьев-Польский — древний город с сохранившимися земляными валами XII века, белокаменным резным собором, одно- двухэтажными жилыми постройками, охраняющими своим существованием чарующий провинциальный дух этого старинного и уютного места.

Как и Москва, Юрьев-Польский (Юрьев-Польской) был основан Юрием Долгоруким и первоначально в летописях назывался по имени князя — Гюргев, а потом уже Юрьев. Вторая часть названия «поле» («ополье») появилась, чтобы отличать Юрьев-Польский от других городов, имеющих в названии «Юрьев». Продолжить чтение

Вестник храма ап. и ев. Иоанна Богослова на Бронной № 29. июнь 2017 года

Читайте в номере:

  1. Рецепты от матушки Марийки.
  2. Церковь сегодня. Кто такой Люцифер?
  3. Страничка библиотекаря. Эсхатология.
  4. Добрый медик. Осторожно, грибы.
  5. Церковный календарь на июнь.
  6. Прошедшие мероприятия в нашем приходе
  7. Анонс мероприятий на июнь
  8. Расписание богослужений на июнь

Вестник № 29.июнь 2017 года.

Свт. Лука: епископ и хирург

Если станете описывать мою жизнь, не пробуйте разделять хирурга и епископа» — эти слова принадлежат одному из самых удивительных русских святых, святителю и исповеднику Луке (Войно-Ясенецкому). Епископ, учёный, практикующий врач, философ, художник — все эти определения подходят к его жизни, одновременно и цельной, и многогранной.

Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно (именно так изначально звучала его фамилия), будущий святитель Лука, родился в Керчи в 1877 году. Детство и юность провёл в Киеве. Хотел стать художником, но, как впоследствии признавался в автобиографии, решил, «что не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». «Народнические» идеалы были близки ему, он даже увлёкся учением Льва Толстого с его «опрощением». Впрочем, вскоре Валентин прочёл одно из сочинений графа и убедился, что его взгляды — ересь. Продолжить чтение