День святых жен-мироносиц (26 апреля).


У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличались не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества.
Свт. Василий Великий


В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен- мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофу у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертоград у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.
И это церковное торжество как нельзя лучше раскрывает перед нами образ женщины-христианки, показывает место женщины в Церкви. Часто приходится слышать в наше «свободное» время от невоцерковленных современников о том, что Церковь якобы ущемляет права женщин, ставит их в подчиненное положение. Это суждение в корне неверно. Действительно, в ветхозаветные времена, до пришествия Христа на землю, женщина имела в нашем мире положение крайне подчиненное, часто полурабское, и по своему достоинству считалась несравненно ниже мужчины. Многие люди античности вообще отказывались признавать женщину полноценным человеком. И это имело место не только в среде языческих народов, но и у евреев. Известно, например, что одной из произносимых мужчинами в синагоге молитв была следующая: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который сотворил меня не женщиной». Тогда как женщины молились другими словами: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который сотворил меня по Своей воле».

Женщина в христианстве

Христианство возвысило женщину, впервые уравняло её в правах с мужчинами. Об этом ярче всего повествует святой апостол Павел: «Во Христе … нет ни мужского, ни женского пола» (Гал. 3:28). Случайно ли, что в первый раз Он открыто объявил о том, что он Мессия, – женщине-самарянке, язычнице (Ин. 4: 25-26)? Случайно ли, что известие о Воскресении Его принесли апостолам именно женщины, а те им не поверили, ибо в каждом из них крепко сидел Фома, которому понадобилось гораздо больше, чем Петру, чтобы уверовать в то, что Пасха свершилась – Петру было достаточно увидеть Его отброшенные пелены и по-особому свитый плат, которым было закрыто лицо Его. Фоме же потребовалось вложить пальцы в его подреберную рану. Жены же ни минуты не сомневались, и в этой детской, доверительной вере, в этой любви несомневающейся – вся женская, от рождения христианская натура. Примечательно также, что мы практически ничего не знаем о жизни этих святых жен. Скудные биографические сведения, черпаемые нами из Нового Завета и Церковного Предания, показывают, насколько свойственны были им скромность и преданность.
История Церкви Христовой свидетельствует, что именно женщины часто оказывались в ней самыми постоянными прихожанками храмов, самыми верными последовательницами Христа во все времена, а особенно во времена гонений и испытаний. Подобно тому как жены- мироносицы не оставили Христа во дни Его ареста, поругания и крестной смерти (тогда как апостолы в большинстве своем оставили и разбежались), — подобно этому и во все другие трудные для Церкви времена именно женщины преимущественно перед мужчинами сохраняли ей верность. Так было и во время последних великих гонений в коммунистической России, когда женщин среди церковных людей было несравненно больше, чем мужчин, так что даже возникло выражение: «платочки спасли Церковь».
Почему женщины в трудные времена оказываются более верными Христу, чем мужчины? Причина здесь в том, что у женщин вера больше сердечная, чем рассудочная, а потому их любящее сердце сохраняет верность Христу не только в славе, но и в бесславии. Эта сердечная вера безошибочно угадывает великую тайну Божественной любви, угадывает, что путь Христа в нашем мире не есть путь громкой славы, а есть путь Голгофы, путь распятия. Потому и не оставили Христа в Его уничижении жены-мироносицы, тогда как апостолы, вера которых была более рассудочной, не смогли тогда ясно видеть этой тайны, почему и соблазнились крестной смертью своего Учителя и не показали такой верности, как мироносицы.

Христианский женский праздник

Третья неделя по Пасхе – это праздник христианских женщин, смысл которого в возвеличении женского начала как начала жизни духовной, начатой с Рождеством Христовым и получившей вечное продолжение с Его Воскресением, как признание искреннего служения Богу женского единства, во главе которого стоит сама Его Святая Непорочная Матерь. Этот день, а также неделя после него, являются церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин – супруг, матерей, сестер. По примеру святых жен- мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит святой апостол Павел (Рим. 8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютой скорбью при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.
Диакон Сергий Шилов, преподаватель Николо-Угрешской
Православной Духовной семинарии, руководитель Духовно-просветительских курсов «Сокровенный мир Православия»

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №5 Апрель 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *