Апостол и евангелист Иоанн Богослов (8/21 мая, 26 сентября/9 октября).

Апостол и евангелист Иоанн Богослов – один из наиболее часто упоминаемых апостолов. Впервые о нем говорится в рассказе о призвании первых учеников на Галилейском море: после Петра и Андрея Христос призвал Иоанна Богослова вместе с его братом. Проходя близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф. 4, 21–22). И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним (Мк 1,19–20). Из евангельского рассказа ясно, что братья занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, которого они оставили, последовав за Иисусом Христом. У евангелиста Луки (Лк 5, 1–11) история призвания апостолов соединена с рассказом о чудесном лове рыб. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; так же и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.


Евангелист Марк сообщает о присутствии Иоанна Богослова вместе с апостолами Петром, Андреем и Иаковом при чуде исцеления тещи Петра. Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном (Мк 1, 29.). Следующий раз Иоанн Богослов упоминается в списке двенадцати апостолов, избранных Иисусом Христом: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его (Мф 10, 2). Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея (Лк 6, 14), он назван четвертым, после Петра, Андрея и Иакова; Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы» (Мк 3, 16–17), назван третьим, после Петра и Иакова. В последнем случае перестановка может объясняться тем, что перечисление здесь сопровождается наречением Иисусом Христом новых имен, которое коснулось только Петра, Иакова и Иоанна: братья Иаков и Иоанн получают имя Воанергес, т. е. Сыновья грома. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери (Лк 8, 51). Христос берет его вместе с Петром и Иаковом в дом Каира (Мк 5, 37), дочь которого Он чудесным образом исцеляет. Девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати (Мк 5, 42). Евангелисты Матфей и Марк упоминают Иоанна Богослова, после Петра и Иакова, в числе учеников, взятых Христом на гору Преображения. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних (Мф 17, 1; Мк 9, 2; ср.: Лк 9, 28). В Капернъауме (Мк 9, 33) Иоанн Богослов говорит Иисусу Христу: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами (Мк 9, 38; ср.: Лк 9, 49).
Только евангелист Лука сообщает о том, что Иаков и Иоанн Богослов просили Христа позволить им низвести огонь с неба, который сожжет самаритянскую деревню, не принявшую Его. Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? (Лк 9, 54) Вероятно, эти слова обусловлены темпераментом братьев, что выражено в их имени Сыновья грома. Следующее событие с участием Иакова и Иоанна Богослова происходит на пути в Иерусалим (Мф 20, 20–28; Мк 10, 35–45), когда братья (Мк 10, 35–38) или их мать (Мф 20, 20) просят Иисуса Христа позволить им воссесть слева и справа от Него во славе Его. На вопрос Иисуса они отвечают, что могут пить чашу, которую Он пьет, и креститься Его крещением. Все это вызывает гнев остальных учеников. Ответ Христа отсылает к предыдущему эпизоду с Иоанном Богословом, рассказанному евангелистом Марком,– к словам о старшинстве учеников и призыву Христа: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой (Мк 9, 33–37, особ. ст. 35; 10, 43).

Только евангелист Марк упоминает об участии апостолов Петра, Иакова, Иоанна Богослова и Андрея в беседе Христа на Елеонской горе перед Страстями. Когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? (Мк 13, 3–37) Евангелист Лука уточняет, что Иисус Христос велел именно Петру и Иоанну Богослову приготовить пасхальную трапезу: послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху (Лк 22, 8–13). Этот элемент, возможно, восходит к преданию иерусалимской общины. Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна Богослова в Гефсиманию (Мф 26,37; Мк 14,33). После этого по имени Иоанн Богослов в синоптических Евангелиях (Т. е. от Матфея, от Марка и от Луки) не упоминается. Имя Иоанн в синоптических Евангелиях иногда сопровождается уточняющими словами: «сын Зеведеев» (Лк 5, 10); «брат Иакова» (Мк 3, 17; 5, 37 (ср.: 1, 19)); «брат его (Иакова)» (Мф4,21;10,2;17,1).
Иоанн Богослов в синоптических Евангелиях представляется как один из первых и ближайших учеников Христа: вместе с апостолом Петром он готовит пасхальную трапезу, вместе с ним и апостолом Иаковом становится свидетелем самых великих чудес Христа: воскрешения дочери Иаира и Преображения, вместе с ними и с апостолом Андреем участвует в беседе о разрушении храма (Мк 13. 3; ср.: Мф 24. 1-28.).

Егер Владимир Владимирович (выпускник Московской Духовной Академии)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №6 Май 2015 г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *