Церковь и война: между пацифизмом и фанатизмом.

Русская Православная Церковь на протяжении всей истории России всегда разделяла с народом тяготы национальных потрясений. Вспомним, как благословлял преподобный Сергий Радонежский на ратный подвиг великого князя Димитрия Донского, как сражались в Куликовской битве монахи-воины Пересвет и Ослябя, как в заточении умер от голода священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, не признавший власть польского короля в Москве. Вспомним, как Церковь усердно молилась о победе над «дванадесятью язык» в 1812 году, и полководец Михаил Илларионович Кутузов просил помощи перед Смоленской иконой Божией Матери. Всегда Церковь вдохновляла своим молитвенным подвигом, организовывала сборы пожертвований, даже участвовала в ратном труде. И во время Великой Отечественной войны, 70-летие Победы в которой мы широко отмечаем в этом году, Русская Церковь опять не осталась в стороне.

Но участие Церкви в жизни нашего многострадального Отечества не сводится только к благоговейному отношению к воинству и призыву к защите Родины от внешней агрессии. Помимо моральной поддержки людей на фронте и в тылу, что важно само по себе, Русская Православная Церковь организовала сбор материальных средств на нужды фронта. Самым ярким примером помощи Церкви фронту стала танковая колонна «Дмитрий Донской», созданная по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих и переданная в 1944 году танковым войскам СССР. В ее состав входили 19 танков Т- 34-85 и 21 огнемётный танк ОТ-34.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны глубокая и прочная связь русского народа и Православной Церкви раскрылась со всей убедительностью и полнотой. На фронте и в тылу, на оккупированных территориях и в концлагерях вера укрепляла русского человека. Открывались закрытые храмы, священники учили и проповедовали, хотя отношение советской власти к Церкви оставалось противоречивым. Скупые факты нуждаются в комментариях, но если соединить с ними живые свидетельства ветеранов, перед нами раскроется грандиозная панорама пробуждения народной души.

Война для христианина

Воспоминания о тех героических временах вновь и вновь заостряют внимание на вопросах: что же такое война для христианина и как следует к ней относиться? Следует ли христианину брать в руки оружие? И как быть с заповедью «не убий» (Исх. 20, 13)?

По учению Церкви, война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4, 3-12). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13, 7). Таким образом, война – неизбежная реальность, с которой мы сталкиваемся, находясь в «мире сем», который пребывает во зле (1 Ин. 5, 19) и исполнен насилия. При этом, признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Всё чаще и чаще приходится встречать молодых людей в футболках «Православие или смерть», агрессивно настроенные группы молодежи, позиционирующие себя как православные объединения. Но сопряжена ли проповедь или даже защита Православия с агрессией? Строки Нагорной проповеди говорят прямо противоположное: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Вся история Православной Церкви показывает, что необходимо держаться пути царского – с одной стороны, избегать крайнего фанатизма и ревности не по разуму, а с другой – не потворствовать злу и насилию, при необходимости решительно пресекая его.

Диакон Сергий Шилов (преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной семинарии, руководитель Духовно-просветительских курсов «Сокровенный мир Православия»)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №6 Май 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *