Праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа (19 августа/6 августа).

19 августа (6 августа по ст. ст.) Святая Церковь торжественно совершает празднование в честь Преображения Господня. Событие Преображения Господня, положенное в основу данного двунадесятого праздника, описывается сразу у трёх евангелистов – Матфея (гл. 17, ст. 1 – 13), Марка (гл. 9, ст. 1 – 14) и Луки (гл. 9, ст. 28 – 36). Причём достойно примечания то, что все они связывают его с речью Господа, произнесенной Им за несколько дней до Преображения, о предстоящих Ему страданиях, о несении креста Его последователями и о скором открытии Царствия Божьего, приходящего в силе.

Библейский сюжет

Приближалось время страданий и Крестной смерти Спасителя, и перед этим нужно было ещё укрепить веру апостолов в Его Божественное достоинство, чтобы они, увидевши своего Учителя распинаемым на Кресте, не соблазнились бы о Нём, не потеряли веры в Него как Сына Божия, но уразумели бы в этом Его вольное страдание. С этой целью Господь берёт с Собой трёх ближайших к Нему апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – и, поднявшись на гору для молитвы, преображается перед ними. Хотя евангелисты не указывают названия горы, на которой произошло данное событие, однако, сначала Ориген, а за ним и другие отцы Церкви стали писать о том, что Преображение произошло на горе Фавор, находящейся в Галилее, в шести километрах на юго-восток от Назарета.

Во время молитвы лицо Господа просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. По правую и левую стороны от Него стояли в небесной славе два ветхозаветных праведника – Моисей и Илия, которые беседовали с Ним о грядущих страданиях Сына Божия. От такого видения учеников охватила благодатная радость, и апостол Петр, обращаясь к Христу, воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии…» Но не успел он закончить свою речь, как вдруг учеников осенило светлое облако, и они услышали из облака голос Бога Отца, свидетельствовавшего им о Христе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Пораженные видением, ученики в ужасе пали на землю, но Иисус, подойдя к ним, сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда апостолы поднялись с земли, они увидели только своего Учителя в Его обычных одеждах. Таким образом, здесь, на вершине горы, Господь на мгновение приоткрыл трём апостолам Своё Богосыновнее достоинство и Божественную славу.

Празднование Преображение Господня в Православной Церкви

Событие Преображения Господня с древних времён особо почиталось Святой Церковью. Сохранились поучения преподобного Ефрема Сирина и святителя Иоанна Златоуста, говорящие о данном событии, что даёт некоторым литургистам основание говорить о праздновании Преображения Господня уже в IV веке. Однако указанные поучения могли быть обыкновенным толкованием рядового Евангельского чтения, положенного в определённый день церковного года. Первые же свидетельства о литургическом праздновании Преображения Господня появляются с V века.

Дата праздника выбрана не случайно и имеет свой символический смысл. Так как из евангельского текста мы заключаем, что событие Преображения Господня предваряло страдания Спасителя, то, по смыслу, его празднование должно было совершаться незадолго до Страстной седмицы, на которой вспоминаются страдания и смерть Христа. По мнению некоторых древних авторов, Преображение Господне произошло за 40 дней до распятия Спасителя. Однако если бы празднование Преображение совершалось за 40 дней до Великой Пятницы, то в таком случае праздник приходился бы на период Великого поста, который как время сугубого покаяния освобождается Церковью от больших праздников. Поэтому празднование Преображения Господня было перенесено на 6/19 августа и совершается за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня, когда Церковь также воспоминает страдания и Крестную Жертву Спасителя.

Важное место в богослужебных текстах праздника Преображения занимает тема Божественного света. В связи с этим, стоит сказать несколько слов о Фаворском свете, которым просиял Спаситель во время Своего Преображения. Фаворский свет был предметом так называемых «паламитских споров» середины XIV века. Основной вопрос споров заключался в следующем: «Насколько возможно для человека Богопознание и Богообщение?». Монах Варлаам утверждал, что свет, исходивший от Господа на Фаворе, был тварным светом, своего рода атмосферным явлением. По этой причине Варлаам в своих трактатах высмеивал афонских монахов-исихастов, делателей Иисусовой молитвы, которые учили, что человек на высших ступенях молитвенного делания может видеть несотворенный Божественный свет, подобно апостолам во время Преображения. Из учения Варлаама следовало, что Бог вовсе непостижим в непосредственном духовном опыте, поэтому подлинное Богообщение и соединение человека с Богом невозможны. В ответ на лжеучение Варлаама святитель Григорий Палама изложил православное учение, согласно которому Бог познаётся человеком в сиянии нетварного света. Причастность к Богу – это приобщение к Его энергии (нетварной и природной благодати). Таким образом, Фаворский свет есть сияние нетварной благодати, которой сподобляются молитвенники. Святые в Царстве Небесном будут озарены тем же самым светом, будут изменены и преобразятся подобно Христу. Исходя из важного значения приобщения к Божественной благодати и озарения Божественным светом, за богослужением в праздник Преображения Господня верующие обращаются к Богу с сугубой молитвой об озарении их данным светом (см. тропарь праздника).

К богослужебным особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов. Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6/19 августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – и приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к Таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздям».

Традиции в Русской Православной Церкви

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки, в связи с чем на Руси этот день получил в простонародье название «Яблочный Спас». При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».
Освящение плодов 6/19 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество после Воскресения Господа, и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

Алёшков Владимир Владимирович, (преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной семинарии)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №8 июль — август 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *