Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября/14 сентября).

27 сентября (14 сентября – по старому стилю) Церковь совершает празднование в честь Воздвижения Креста Господня. Несмотря на то, что событие воздвижения Креста Господня не принадлежит к числу Евангельских событий, но относится уже к церковной истории, однако праздник в честь него вошел в число двунадесятых и является одним из главных торжеств Православной Церкви. Причиной этому служит особое благоговейное почитание христианами Креста Господня как орудия нашего спасения и символа победы над смертью.

Библейский сюжет

После распятия Спасителя Крест Господень, бывший орудием Его казни, был утерян. Разрушение Иерусалима римскими войсками в 70 году привело к тому, что места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, а на некоторых из них по приказу римских императоров были построены языческие храмы, дабы полностью уничтожить любые напоминания о событиях Евангельской истории.

Обретение Креста Господня

Обретение Креста Господня произошло в царствование святого равноапостольного императора Константина I Великого, который уверовал во Христа, благодаря чуду, связанному со святым Крестом. В 312 г. император Константин предпринял поход против своего соперника – Максенция, находившегося в Риме. На стороне Максенция был сильный военный перевес. Накануне решающего сражения императору Константину было видение на небе знамения Креста Господня с надписью «Сим побеждай». После данного явления император Константин повелел поместить изображение небесного знамения Божия на щитах своих воинов и в итоге одержал победу над неприятелем. Движимый чувством благодарности к Богу и особого благоговения ко Кресту Господню, он захотел найти Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. С этой целью в Иерусалим, по просьбе императора Константина, отправилась его мать – святая равноапостольная Елена, о чем свидетельствуют церковные историки IV века.

Сохранилось несколько версий предания об обретении святого Креста. Согласно наиболее древней, отраженной в сочинениях известных церковных историков V века Руфина, Сократа и Созомена, Крест Господень находился под языческим святилищем Афродиты. Святилище было разрушено, а на его месте в ходе раскопок было обнаружено три креста, гвозди, а также табличка с надписью на трех языках, которая была прибита над главою распятого Христа. Учитывая то обстоятельство, что табличка была обретена отдельно от Креста Спасителя, то определить, на каком из найденных крестов был распят Господь, было трудно. Для определения святого Креста иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. После прикосновения к одному из крестов она исцелилась, и все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня. Узнав об обретении святого Креста, многочисленные богомольцы пришли к Голгофе, чтобы поклониться ему. Дабы Крест Господень был виден всем собравшимся, епископ Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднял (воздвиг) его, а народ поклонялся Кресту и восклицал: «Господи, помилуй». Отсюда и получил свое название и начало праздник Воздвижения Креста Господня.

Вторая версия предания, возникшая в кон. IV — нач. V в., в некоторых аспектах несколько отличается от первой. Согласно ней, святая Елена пыталась узнать место пребывания святого Креста у иерусалимских иудеев. После усиленных поисков был найден один престарелый еврей по имени Иуда, поначалу отказавшийся указывать местонахождение святыни, однако после истязаний он указал место, на котором стоял языческий храм Венеры. По приказанию святой Елены храм был разрушен, а на его месте были найдены три креста. Для определения святого Креста найденные кресты были поочередно возложены на мертвеца, который тотчас воскрес через прикосновение к Истинному Древу Креста Христова. О еврее Иуде, указавшем местонахождение Голгофы, данное предание сообщает, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Несмотря на древность первой версии предания об обретении святого Креста, в поздневизантийскую эпоху наибольшее распространение получила вторая версия. В частности, на ней основано духовно-назидательное сказание, предназначенное для чтения за богослужением на праздник Воздвижения. Точная дата обретения Креста Христова неизвестна, однако большинство исследователей церковной истории склоняются к 325 или 326 г. После обретения Креста Господня император Константин Великий начал строительство в Иерусалиме целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. В частности, непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня был воздвигнут храм Воскресения Христова, освящение которого состоялось 13 сентября 335 г. На следующий день, 14 сентября, было установлено празднование Воздвижения Креста Господня.

Особенности богослужения

В богослужении праздника Воздвижения лишь некоторые тексты посвящены тому событию, в честь которого он установлен. Основная же часть богослужебных текстов прославляет Крест Христов как орудие смерти, ставшее орудием спасения всего человечества.

Всенощное бдение праздника Воздвижения Креста Господня имеет ряд отличительных особенностей, придающих праздничной службе особую торжественность и красоту. Перед началом бдения деревянный крест, украшенный цветами, при пении тропаря и кондака праздника переносится священнослужителями с жертвенника на престол. Полиелей будет совершаться не на середине храма, а в алтаре перед престолом, на котором находится крест. В конце утрени совершается вынос креста: по окончании великого славословия при пении заключительного «Святый Боже…» настоятель поднимает лежащий на престоле крест и, неся его над головой, выходит на середину храма. Здесь крест полагается на уготованном для него аналое. После этого настоятель совершает вокруг него троекратное каждение, вслед за которым происходит троекратное поклонение кресту при пении: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Далее при пении особых стихир священнослужители и молящиеся прикладываются ко кресту, и происходит помазание святым елеем.

В кафедральных соборах при служении архиерея сразу после выноса креста, как правило, совершается особый Чин воздвижения креста. Архиерей становится на возвышение, находящееся в середине храма и называющееся кафедрой, лицом к востоку, держа над головой крест. Протодиакон возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Вслед за этим хор начинает петь сто раз «Господи, помилуй», а архиерей трижды осеняет народ крестом. Во время пения первой половины сотницы архиерей, держа над головой крест, медленно склоняется к земле, поддерживаемый под руки старшими священниками; во время второй половины сотницы он также медленно восклоняется. При этом два священнослужителя возливают на крест воду, разбавленную с розовым маслом. Затем, повернувшись на запад, архиерей подобным же образом совершает второе воздвижение. Третье воздвижение совершается лицом на юг, четвертое – на север, а при пятом воздвижении архиерей снова обращается лицом к востоку. Каждое воздвижение предваряет особое прошение ектении, возглашаемое протодиаконом. По окончании пятого воздвижения крест полагается на аналой и совершается поклонение кресту по описанному выше чину.

В сам день праздника Воздвижения Креста Господня церковным Уставом предписывается строгий пост, поскольку за праздничным богослужением вспоминается не только радостное событие обретения Креста Христова святой Еленой, но и страдания Господа, претерпевшего смерть на Кресте.

Алёшков Владимир Владимирович, (преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной семинарии)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №9 сентябрь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *