Москва, которую мы потеряли. Арбат – «улица трех Никол», «улица святителя Николая».

«От копеечной свечки Москва сгорела»

Так звучит известная поговорка, история которой восходит к знаменитому московскому пожару 1493 года, в результате которого сгорела часть Кремля. Именно тогда в летописи впервые упоминается улица Арбат, а вместе с ней и церковь святителя Николая в Песках, одна из трех знаменитых церквей этой древней улицы. Именно здесь-то и загорелась та знаменитая свечка, вошедшая впоследствии в знаменитую поговорку.

Про Арбат существует много книг и воспоминаний. Пожалуй, самыми знаменитыми стали воспоминания Булата Окуджавы, воспевающие красоту и дух Арбата 40-60 х годов XX века. Многие сейчас ругают современный вид Арбатской улицы, вспоминания виды улицы времен их молодости. Однажды на вопли интеллигенции о том, что в 90-х мы потеряли наш Арбат, один человек заметил: «Вы думаете, мы потеряли Арбат в 90-х, нет, вы ошибаетесь, наш Арбат уничтожили намного раньше, мы потеряли его в 30-х годах». И дабы отдать должное правильности этого замечания, мы сегодня вспомним Арбат тем, каким он был на самом деле и каким мы его потеряли в советское время.

«Улица трех Никол»

До революции улица Арбат в народе именовалась не иначе как «улицей трех Никол» по стоящим на ней трем храмам в честь святителя Николая. Освоение Арбата началось еще при Иване Грозном. Именно он расселил здесь отборные стрелецкие полки для защиты Москвы на самом опасном западном направлении, которые впоследствии сменились дворцовыми слободами. Так повелось, что на Руси издревле каждая улица, каждая слобода имела свой храм. Вот и Арбату, тогда еще молодому, предстояло обзавестись своими церквями, причем, по Божьему промыслу, все они были освящены в честь святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, которого арбатцы считали небесным покровителем своей малой родины. Достаточно привести хотя бы цитаты двух известных жителей этой улицы. Писатель-эмигрант Борис Зайцев, бывший арбатский житель, глядя в окно, всегда представлял святого Николая в образе седобородого старичка-извозчика, проезжающего по Арбату, а Андрей Белый писал: «Микола — арбатский патрон; сам Арбат — что, коли не Миколина улица?»

Храм Николы Явленного

Одной из самых древних и почитаемых Никольских церквей в Москве была церковь Николы Явленного на Арбате, расположенная на углу с Серебряным переулком. Она стала главным храмом государевых стрельцов. Название церкви было связано с чудесным явлением молящимся в храме чудотворной иконы Николая Чудотворца. На протяжении многих столетий этот храм был особо почитаем русскими царями, но особенно его любила императрица Елизавета Петровна. По преданию, живший при церкви юродивый возвестил молодой княжне, тогда еще находившейся по указу императрицы Анны Иоанновны под стражей, что ей предстоит занять императорский престол. Спустя много лет, заняв родительский трон, императрица Елизавета, каждый раз приезжая в Москву, посещала эту церковь и заказывала панихиды по тому юродивому. Вообще императрица очень
любила этот храм и обильно жертвовала на его украшение. Так, одной из подаренных ею храму икон стал чудотворный образ Ахтырской Божьей Матери.


В царствование Екатерины II церковь Николы Явленного была местом публичного покаяния преступников, совершивших наиболее жестокие и
дикие преступления. Уже в XIX веке этот храм прославился как место, куда привозили «на смотрины» женихам молоденьких барышень, прибывших с родителями из провинциальных имений в Москву на «ярмарку невест». Во время церковной службы потенциальные женихи присматривали подходящую девицу.
Москва издревле могла похвастаться обилием красивых церквей, среди которых достойное место занимала церковь Николы Явленного. Архитектура храма и особенно надвратная колокольня, выходившая на линию застройки Арбата, восхищала многих. В 1913 г. историк архитектуры И. П. Машков, составляя архитектурный путеводитель «По Москве» для съезда зодчих, упомянул церковь Николы Явленного в числе главных московских достопримечательностей.
К сожалению, после революции храм Николы Явленного должен был разделить судьбу многих московских церквей. Сначала начали со священнослужителей. В 1922 г. по «делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей в г. Москве» в числе арестованных священников оказался настоятель церкви, протоиерей Василий Соколов. Саму церковь закрыли и устроили в ней склады Книжной палаты. В 1931 году церковь была разрушена, а на ее месте возвели типовое здание школы, которая, правда, просуществовала недолго и была закрыта в связи с отсутствием достаточного количества учащихся. Впоследствии это здание занимали различные конторы.

Церковь Николы в Плотниках

Еще одной арбатской церковью был храм Николы в Плотниках, расположившийся на углу с Плотниковским переулком. Конец Смутного времени дал возможность новому царю из династии Романовых наконец обратиться к восстановлению сгоревшей столицы и своей резиденции в Кремле. На Арбате появилась обширная слобода дворцовых плотников, а вместе с ней и слободской храм святителя Николая в
Плотниках. Со временем слободской уклад распался, и здесь появились дома со съемными квартирами. Некоторое время прихожанами храма являлись семья Пушкиных и семья славянофилов Хомяковых. В приходских книгах сохранились упоминания о том, что маленький Александр Сергеевич Пушкин здесь исповедовался и причащался. Однако церковь Николы в Плотниках начинала постепенно пустеть, так как новые прихожане предпочитали ходить в более украшенную церковь Николы Явленного.
К началу XX века к церкви Николы в Плотниках было приписано всего 30 дворов. Несмотря на это ее настоятелю, отцу Иосифу (Фуделю), удалось развернуть обширную благотворительную деятельность — церковь взяла под свое попечение бедных людей из прихода, собирала пожертвования для сирот и больных, оказывала существенную помощь голодающим Поволжья, когда там разразился очередной неурожай. А в годы Первой мировой войны здесь был отрыт лазарет для раненых, через который прошли более 200 солдат. Кроме того, на собственные средства настоятеля храм начал выпускать «Приходской вестник», где помимо новостей прихода можно было узнать о благотворительных акциях, в которых могли принять участие прихожане. В 1918 году отец Иосиф скончался от тяжелой болезни, его деятельность продолжили его приемники. Однако приближались 30-ые годы… Последним настоятелем храма Николы в Плотниках стал отец Варлаам, расстрелянный на бутовском полигоне и впоследствии причисленный к лику святых.
Саму церковь святителя Николая в Плотниках также ждало уничтожение. 10 апреля 1931 года Президиум Моссовета обратился во ВЦИК с просьбой разрешить закрыть и снести церковь как «находящуюся на участке, отведенном для жилищного строительства». Разрешение, естественно, было получено. Церковь в 1932 году снесли, и на ее месте вырос престижный жилой дом с первым в Москве магазином «Диета». В 90-ые годы магазин был закрыт, а его помещения поочередно занимали различные рестораны и кафе.

Церковь Николы в Песках

Последней церковью Арбата была церковь Николы в Песках, о которой мы упоминали в начале рассказа. Церковь эта находилась на углу Большого Николопесковского и Среднего Николопесковского переулков. Особенно важным в истории храма стал пожар 1812 года, в результате которого здание сильно обгорело. Тогда местные власти решили разобрать храм и
использовать уцелевший камень для строительства новой ограды храма Николы Явленного. И вот, казалось, уже в начале XIX века Арбату предстояло потерять свою первую святыню. Но на защиту храма встали местные прихожане, отказавшиеся переходить в другие приходы и выискавшие деньги на восстановление обгоревшей церкви. Первый удар церковь выдержала, продолжая еще целый век собирать под своими сводами на службы местных жителей. Среди прихожан этого периода были и композиторы Скрябин и Танеев, и потомки Пушкина, и поэтесса Марина Цветаева. Здесь же заочно отпевали Блока.

В первое десятилетие советской власти церковь Николы в Песках почти не чувствовала никаких притеснений со стороны нового правительства. Здесь продолжались богослужения и совершались таинства. За месяц до своей кончины в храме служил патриарх Тихон. Все шло своим чередом. Но вот наступили злополучные 30-ые годы, две арбатские церкви в честь святителя Николая уже были снесены, настал черед последней. Московскими властями было принято решение на ее месте построить многоэтажный дом. В 1933 году, последняя Никольская церковь Арбата была снесена, а на ее месте до сих пор находится многоэтажный жилой дом.

В память старого Арбата

Сегодня Арбат для многих из нас место, где можно погулять не спеша по брусчатке, пройтись по модным магазинам, купить картину или найти на прилавках букинистов хорошую книгу. Да, именно такой стала эта улица и такой останется для нынешнего поколения. Если подумать, с открытием магазинов Арбат ничего не потерял и не приобрел по существу, оставаясь такой же узкой и кривой улицей. Но он многое потерял после исчезновения своих святых храмов. Как писал позднее бывший обитатель Арбата Борис Зайцев, сокрушаясь о потерянных церквях: имя Николая Чудотворца витало над Арбатом, осеняло его и благословляло. Люди… ходили в церковь, венчались и умирали между трех обличий одного святителя – Николы Плотника, Николы на Песках и Николая Чудотворца Явленного. Вся жизнь проходила под покровительством этого святого, теперь ничего этого нет, одна внутренняя пустота и внешний блеск.

Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №11 ноябрь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *