Поместные Православные Церкви. Александрийская Православная Церковь.

Александрийская Православная Церковь, занимающая 2-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей, по преданию, основана апостолом Марком. Будучи исторически одним из древних восточных (греческих) патриархатов, с середины ХХ века ведёт активную миссионерскую деятельность среди населения тропической и экваториальной Африки.

Историческая справка

Ко времени рождения Христа Спасителя город Александрия был крупнейшим торговым портом северной Африки и вторым по величине и численности населения городом в Римской империи после столицы – Рима. Плодородная почва долины реки Нила позволяла дважды в год собирать урожай пшеницы, и не будет преувеличением сказать, что Александрия кормила хлебом всю восточную половину Римской империи. Кроме успешной торговли Александрия славилась как культурный центр северной Африки, город ученых и философов. Здесь была собрана крупнейшая по тем временам библиотека, насчитывающая более 200000 рукописных книг, а при ней существовало ученое сообщество, сопоставимое по своему значению с современной Академией наук. Именно в скриптории этой библиотеки в III веке до Р.Х. Священное Писание Ветхого Завета было переведено на древнегреческий язык, ставший к тому времени языком международного общения.
Вместе с тем Александрия была многонациональным и поликонфессиональным городом. Поэтому христианству, принесенному сюда проповедью святого апостола Марка и его учеников, пришлось в течение нескольких столетий противостоять разного рода философским течениям, культам и религиозным сектам. Важную роль в борьбе с гностиками, иудаизмом и язычниками в Александрии играли церковные учителя – дидаскалы. Несколько поколений дидаскалов III—IV веков (Пантен, Климент, Ориген и др.) заложили основы Александрийской богословской школы, ставшей одним из важнейших богословских центров христианского мира.
В III веке в Александрийской церкви благодаря деятельности преподобного Антония Великого появилось монашество. Оно распространилось в Египте. К концу IV века его основными центрами стали пустыня Фиваида и Нитрийская гора. В середине V века количество монастырей в египетской пустыне исчислялось десятками тысяч. Впоследствии опыт монашеской жизни распространился на территории Палестины, Сирии и других стран.
В середине III века Александрийский епископ получил почётный титул папы. Впервые его использовал Иракл Александрийский. До возвышения Константинополя Александрия была главным христианским центром на Востоке. С 451 года за Александрийский епископом утвердился титул патриарха. Александрийский патриархат был третьим по значению после Рима и Константинополя.
Александрийская Церковь, имевшая свою богословскую школу, в разное время возглавлявшуюся великими Отцами Церкви, стала последовательной сторонницей миафизитской христологии, утверждающей единство природы Бога Слова воплощённого, т.е. единство природы Богочеловека Иисуса Христа, что позволило ей защитить учение церкви от несторианской ереси, возникшей в Антиохийской богословской школе. Отказ Александрийского патриарха Диоскора I (444—451) признавать диофизитское учение папы Римского Льва привело в 451 году к созыву IV Вселенского (Халкидонского) собора, где по требованию папских легатов Диоскор был осужден и низложен. Противостояние, возникшее внутри Александрийской Церкви после Халкидонского собора, привело к конфликту с константинопольскими властями и дало начало расколу единой Александрийской церкви на две параллельные церкви: нехалкидонитскую и халкидонитскую. С 538 года стали действовать двойные патриаршие структуры. Пока во всей Византии не могли определиться с принятием или отвержением Халкидонского собора, разделение не имело национальных признаков. Императоры временами пытались силой насадить халкидонизм в Александрии, ссылая патриархов нехалкидонитов и ставя на их место халкидонитов, временами пытались примирить противоборствующие стороны. Когда учение Халкидонского собора окончательно укрепилось в империи, отношение к нему перешло из богословской плоскости в политическую, став индикатором лояльности Византийскому императору. После этого в Александрийской церкви сформировалось православное ядро местной, относительно небольшой греческой диаспоры. Так сложилась основа для формирования этнически обособленных Александрийских церквей — греческой (халкидонской) и коптской (нехалкидонской).
Арабское завоевание Египта (638 год) положило конец соперничеству греческих (халкидонитских) и коптских (нехалкидонитских) пап двух Александрийских церквей, поскольку греческий патриарх был вынужден бежать в Константинополь. В результате арабского завоевания Египта к X веку произошла арабизация православной общины Египта, у неё сложилась собственная арабоязычная литература. Даже большинство Александрийских Патриархов VIII — начала XI века происходили из земель, находившихся во владении халифата, и были слабо связаны с греко-византийской культурой. Однако с XI века начинается обратная волна эллинизации Александрийской Церкви, укрепляются её связи с Византией. Патриархи, видимо греческого происхождения, часто посещали Константинополь, писали свои трактаты и проповеди на греческом языке (как Кирилл II на рубеже XI—XII веков).
Тяжёлый упадок, который переживала Александрийская Православная Церковь под мусульманским владычеством, обусловил крайнюю ограниченность исторических источников, позволяющих судить о её внутренней жизни, общественном устройстве и т.д. Известно, что численность православных в Египте была крайне незначительной и постоянно сокращалась. Многие Александрийские Патриархи XIII— XIV века происходили из греческой среды, долгие годы жили в Константинополе и почти не появлялись в Египте, но активно участвовали в церковной жизни Византии.
В 1517 году Египет стал одной из провинций Османской империи. Резиденция Александрийского патриарха была перенесена в Константинополь, что способствовало окончательному закреплению в богослужебной практике Александрийской церкви византийской литургии. Немногочисленной паствой управлял фактически сам Патриарх, при котором иногда был ещё один епископ. В Оттоманской империи греческая Александрийская Церковь во многом сохранила своё значение благодаря тому, что султаны наделяли всех подвластных им патриархов правами этнархов (лидеров нации). С XVI века начали развиваться отношения Александрийской церкви с Россией, первым из Александрийских патриархов побывал в России Паисий, принимавший участие в соборе 1666-1667 годов, низложившем патриарха Никона.
Зависимость греческого Александрийского патриархата от Константинопольского просуществовала до XIX века. Последним назначенным в Константинополе Александрийским папой церкви стал
Иерофей I (1846/1847-1858), вернувший патриаршую резиденцию в Александрию. В начале XX века шла обширная иммиграция малоазийских греков и православных арабов в Египет. Вместе с тем зарождалась православная миссия среди коренных народов Африки. В 1925 году греческий архимандрит Никодим (Сарикас), проживавший в Моши (Танзания) крестил первых африканцев. Патриарх Мелетий II Метаксакис (1926—1935), составил правила самоуправления для Александрийской Церкви и подал их на рассмотрение египетскому правительству, которое одобрило их. С этих пор Александрийский Патриархат стал независимым и даже получил защиту государства. Патриарх Мелетий также основал
семинарию Святого Афанасия, упорядочил систему церковного судопроизводства и распространил юрисдикцию Александрийского патриархата на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всей Африки».

Современное положение Александрийской Церкви

Каноническая территория – страны
Северной, Центральной и Южной Африки. В
настоящее время Александрийская Церковь
насчитывает всего около 6 млн верующих,
которые объединены в 5 египетских и 19
африканских епархий. Богослужение
совершается на древнегреческом, арабском и местных языках. В частности, в Кении основной литургический язык — суахили. В африканских епархиях ведутся работы по переводу Богослужения и на др. местные языки.

Глава Церкви носит титул Блаженнейший, Божественный и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол, Судья Вселенной. Под председательством патриарха действует Священный Синод, состоящий из митрополитов. С 2004 года Александрийскую Церковь возглавляет 116-й Патриарх Александрийский Блаженнейший Феодор. Патриаршая резиденция находится в Александрии.
В Александрийской Церкви существуют следующие учебные заведения: Александрийская духовная семинария святого Афанасия, Аласорская духовная семинария, Киншасская духовная семинария и Найробийская духовная семинария архиепископа Макария III.
Александрийская Церковь сегодня владеет рядом подворий и представительств при братских Поместных Церквах: 2 подворья в Афинах, Патриаршая канцелярия в Афинах во главе с представителем патриарха, представительство на Кипре в Ларнаке и Александрийское подворье в России (храм Всех Святых на Кулишках).

Диакон Сергий Шилов (преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №11 ноябрь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *