Рождественский пост (с 28 ноября по 6 января).

Установление Рождественского поста

Этот пост, как и многие другие постные дни, был установлен в первые века христианства. Несмотря на отсутствие писанных постановлений святых апостолов о Рождественском посте, Святая Церковь, однако, чтит Церковное Предание о необходимости воздержания перед праздником Рождества Христова. Уже с IV века встречается упоминание о Рождественском посте в творениях святых отцов Церкви, таких как: св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, Иоанн Златоуст, блаженный Августин и Лев Великий, а также в правилах Леридского и Майнцкого соборов.

Изначально в Церкви не существовало четкого срока Рождественского поста, в христианских общинах пост длился разное количество дней в зависимости от местных традиций и климатических условий. Однако уже к XII веку появилась насущная потребность выработать четкий устав Рождественского поста. На соборе 1166 года бывшем при Константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было предписано хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней. Хотя речь самого патриарха, произнесенная на этом соборе, до нас не дошла, о ней можно узнать из произведений его современника Антиохийского патриарха Вальсамона. Патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».

Рождественский пост — последний многодневный пост в году

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе малой Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Рождественский пост именуется еще Филипповым постом, так как заговенье на пост приходится на день памяти св. апостола Филиппа (28 ноября).
По словам свт. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и
приобщаемся Рождественский пост дан всем христианам, чтобы в течении это срока мы очистили себя покаянием, молитвою и постом, подобно Моисею, и, Его Божественной плоти». Следовательно,
только уже в Новозаветной Церкви, смогли в день Рождества Христова встретить явившегося в мир Сына Божия, Божественное Слово.
Рождественский пост похож на Великий пост своей продолжительностью и наличием особой недели, предваряющей великий праздник. Хоть она и не именуется Страстной и дни недели не носят именования Великих, пост в этот период усиливается, мы находимся в преддверии великой тайны, тайны рождения Спасителя.
Но в отношении предписаний Церковного Устава Рождественский пост, конечно, не столь строгий как Великий, а подобен Петрову посту. В субботние и воскресные дни Рождественский поста, а также в большие праздники (Введение во храм Пресвятой Богородицы), в храмовые праздники и в дни памяти великих святых (если они приходятся на вторник и четверг) разрешается рыба. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. В остальные дни, кроме понедельника, среды и пятницы, разрешается вкушение пищи с растительным маслом. В понедельник, среду и пятницу же Церковным Уставом предписывается пища без масла (сухоядение).

Со 2 по 6 января, как было сказано, пост усиливается. В это время даже в субботние и воскресные дни рыба уже не благословляется.

Православный пост – пост духовный и телесный

Постясь телесно, мы всегда должны помнить о посте духовном. По словам Святых Отцов Церкви, пост телесный без поста духовного мало способствует спасению души, но может даже и навредить. Человек, воздерживаясь лишь от пищи, допуская к себе в сердце зло,
может проникнуться сознанием собственного превосходства над непостящимися.
Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с ограничением увеселительных мероприятий. Свт. Лев Великий писал о Рождественском посте следующее: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным». Хотя при этом всегда надо помнить насколько тяжело без воздержания в пище, ограничить и смирить себя в остальном. Воздержание в пище призвано ослабить в нас страстные движения плоти, порождаемые обильным и сладким питанием своего тела. Поэтому столь же неправы и те, кто считает, что можно без поста телесного достичь поста духовного. Они неразрывно связаны и идут рука об руку.
Конечно, существует и свои исключения, и свои послабления, но они должны быть не от собственного ума, а лишь по смирению и по благословению священнослужителя.

Пискунов И. В. (историк, аспирант ИФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №11 ноябрь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *