Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (21 ноября/8 ноября).

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных церковью было установлено в IV веке на Поместном Лаодикийском Соборе. Тридцать пятым правилом этого собора было осуждено и отвержено еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира, и установлено православное их почитание. Христианское богословие разработало положение о девяти ангельских чинах. Ангельские чины разделяются на три иерархии — высшую,
среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. Самую высшую иерархию составляют: Серафимы, Херувимы и Престолы. Потому что они находятся ближе к Святой Троице.
Первые предстоят Серафимы (изображаются шестикрылыми), что в переводе означают «Пламенеющие, Огненные». У них пламенная любовь к Богу, и других они побуждают к этой любви. Упоминание в Библии — Ис. 6:2, 6.
После Серафимов Богу предстоят Херувимы (изображаются четырехкрылыми), переводящиеся как «излияние премудрости, просвещение», потому как, через них Богопознание тайн Божиих и премудрость посылается для познания Бога. Упоминание в Библии – Евр. 9:5.
Следующее место занимают Престолы (изображаются в виде колес с множеством глаз на ободьях), они служат правосудию Божию. Упоминание в Библии – Кол. 1:16.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства — владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют тех, кого Господь на земле поставил властителями и управляющими. Учат владеть своими чувствами, порабощать греховные вожделения и плоть. Упоминание в Библии – Кол. 1:16.
Силы – они творят всякие чудеса и ниспосылают дары чудотворения и прозорливости угодившим своим житием Богу. Помогают людям в несении послушаний, даруя крепость и мужество. Упоминание в Библии – Еф. 1:21.
Власти — укрощают силу диавола. Ограждают людей от бесовских искушений и злых помыслов. Упоминание в Библии – Кол. 1:16.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала — начальствуют над низшими ангелами, направляют их исполнять Божие повеление. Управляют вселенной, охраняют страны, народы, племена. Упоминание в Библии – Кол. 1:16.
Архангелы — открывают людям тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях веру. Упоминание в Библии – 1 Фес. 4:16.
Ангелы – они самые близкие к людям. Они наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они охраняют веру и всячески удерживают людей от падений. Всегда готовые помочь тем, кто пал и молится о возставлении. Господь приставил к каждому христианину своего ангела. Упоминание в Библии — Быт.19:15; 32:1; Мф.13:49; 18:10.
Все эти Ангельские чины носят одно наименование – Ангелы. Старшие из них носят звание архангелов. Их всего восемь: Михаил («Кто как Бог», военачальник всего Небесного воинства; на иконе изображается попирающим ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье или меч), Гавриил («Сила Божия», возвещает людям великие дела Божии; изображается с райской ветвью или светящимся фонарем), Рафаил («Исцеление Божие», целитель, врач Божий; изображается держащим сосуд с целительными снадобьями), Уриил («Свет, огнь Божий», просвещает людей и воспламеняет их сердца любовью к Богу; изображается держащим в правой руке обнажённый меч на уровне груди, а в опущенной левой руке – пламень огненный), Салафиил («Молитвенник Божий»; изображается с руками, молитвенно сложенными на груди), Иегудиил («Славящий Бога», покровитель монахов и трудящихся для славы Божией; изображается держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трёх чёрных верёвок с тремя концами — награда святым и воздаяние грешникам), Варахиил («Благословение Божие», податель благословений и милости Божией; изображается несущим на груди белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном) и Иеремиил («Высота Божия»; изображается держащим в руке весы).
Над всеми этими чинами Господь поставил господствовать святого Архистратига Михаила. О нём многое можно рассказать. Он низверг с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа о взятии Иерихона (Нав. 5, 13 — 16). По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, брошенному в ров со львами и многое другое. Много чудес было сотворено Архистратигом Михаилом.

Журавлев А. (студент I курса магистратуры Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №11 ноябрь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *