День памяти святых отцов шести Вселенских Соборов

ближайшее воскресение 29 июля — день памяти святых

Церковные историки зачастую именуют период с IV по VIII вв. «эпохой Вселенских Соборов». Это выражение указывает на огромное значение данного института в жизни Церкви. Вселенские соборы не были соборами епископов всего мира. Их значение определялось в первую очередь не их представительностью: в них принимало участие несколько сотен епископов, главным образом, из восточных областей Римской (потом Византийской) империи, а вселенским значением тех вопросов, которые на них рассматривались. Некоторые весьма представительные вселенские соборы были впоследствии осуждены Церковью как еретические. Самый известный пример – «разбойничий» собор в Эфесе 449 г. Данное обстоятельство указывает на то, что ни сам вселенский собор как таковой, ни созывавшие соборы императоры не обладали в Церкви догматической непогрешимостью. 

Признание собора вселенским, а его постановлений истинными зависели от их одобрения всей церковной полнотой (не только Восточными Церквами, но и Западными). Иногда этот процесс мог затянуться на десятилетия.

Как правило, главной причиной созыва вселенского собора было появление ересей, искажавших вероучение Церкви. Первый вселенский собор в Никее (325 г.) и Второй вселенский собор в Константинополе (381 г.) были связаны с так называемыми тринитарными спорами IV в. В результате были осуждены такие ереси как арианство, евномианство, духоборчество и получило общецерковное подтверждение учение о единосущии Пресвятой Троицы – Едином Боге в Трех Ипостасях. Третий вселенский собор в Эфесе (431 г.), Четвертый вселенский собор в Халкидоне (451 г.), Пятый вселенский собор в Константинополе (553 г.) и Шестой вселенский собор также в Константинополе (680–681 гг.) были направлены на ниспровержение христологических ересей: несторианства, монофизитсва, монофелитства. Благодаря постановлениям этих соборов в православном богословии был в полной мере раскрыт христологический догмат – учение о Христе как Сыне Божием, воспринявшим человечество ради нашего спасения. Христос обладает единой ипостасью и двумя совершенными природами, волями и действиями: Божественными и человеческими.

Седьмой вселенский собор в Никее (787 г.) был созван ради осуждения ереси иконоборчества, которая воздвигла хулу на святые иконы, объявив их идолами. Собор постановил, что икона не может сама по себе быть предметом поклонения, но является образом, который возводит нас к своему Первообразу – Господу нашему Иисусу Христу. Бог не изобразим по Своему существу, поскольку Он невидим, но Сын Божий, став человеком, может быть изображен в Своем человеческом образе.

Помимо вероучительных вопросов, вселенские соборы рассматривали также проблемы церковной организации и дисциплины. Их постановления до сих составляют основу канонического права Православной Церкви.

Захаров Г. Е.
(кандидат исторических наук, преподаватель ПСТГУ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *