Святитель Марк Эфесский: один против целого собора

1 февраля по н. ст. Церковь чтит память свт. Марка Эфесского. Он стал не просто одним из последних византийских богословов, но и настоящим символом борьбы за чистоту православной веры.

Получив прекрасное по тем временам образование и имея от природы пытливый ум, в 25 лет он становится профессором философии. Нам, ныне живущим, можно только подивиться столь раннему признанию. Будучи приближен к императорскому двору, Марк мог сделать прекрасную светскую карьеру. Тем не менее он избирает монашеский путь. Последующие двадцать лет домом для него станут монастырские стены. Однако, несмотря на желание уединенной жизни в обители, будущий святитель все же решает уступить настоятельным просьбам императора Иоанна VIII встать во главе Эфесской кафедры. Так, в 1437 он становится митрополитом Эфесским. Это назначение стало судьбоносным не только для самого Марка и Константинопольской Церкви, но и для всего православного мира. В его лице Православная Церковь получила защитника именно в тот момент, когда чистота православной веры как никогда была под угрозой.

В конце все того же 1437 года новоназначенный митрополит Марк вместе с императором и патриархом в составе делегации православных эпископов отправляется на церковный собор в Италию. Вопреки ожиданиям этот собор растянется на целых два года и войдет в историю под названием Ферраро-Флорентийский собор (по названию городов, в которых происходили заседания).9 апреля 1438 г. состоялось открытие Собора в Ферраре. На соборе решили создать комиссию по изучению догматических расхождений между римской и православной Церквами и выработке условий заключения унии. Характерной особенностью комиссии было то, что от ее православной части только Марк Эфесский и Виссарион Никейский были уполномочены публично выступать в дискуссиях с католиками, что свидетельствует о высоком авторитете этих двух мужей.

Работа комиссии вскоре показала несхожесть целей православной и католической частей комиссии. Если Марк Эфесский искренне стремился к преодолению расхождений и приложил немало сил, доказывая и разъясняя ошибки в догматах католического вероучения, то римские богословы изначально решили добиваться безоговорочного принятия со стороны Восточной Церкви всей полноты своего учения. Кроме того, он требовали административного подчинения Ватикану, допуская лишь некоторую самостоятельность Византийской Церкви в области богослужений и обрядов. Первоначальное желание греков восстановления прежнего единства христианства, допускавших даже некоторые уступки по отношению к католикам, вскоре окончательно показало свою несостоятельность перед жестким требованием полного подчинения Востока Риму.

Итогом заседаний стала почти полная капитуляция греков перед католиками. Почти… Из всей делегации, где, повторимся, был и греческий патриарх, и византийский император, лишь один человек остался верен православному вероучению. То был свт. Марк Эфесский. Один против всех, против не только католиков, но и своих же соплеменников, вчерашних братьев по вере. Труды, написанные им в эти годы, «Десять аргументов против существования чистилища», «Сумма изречений о Святом Духе», «Главы против латинян», «Исповедание веры» и «О времени пресуществления» — стали впоследствии лучшим орудием в полемике с католиками. Однако, на тот момент сердца участником собора были наглухо закрыты для какой-либо дискуссии. Они не желали даже вникать в аргументы святителя.

Подписанная, всеми участниками собора, за исключением святителя Марка, Флорентийская уния провозглашала объединение Западной и Восточной Церквей на условиях признания Православной Церковью латинской догматики и главенства папы римского. Православным же в виде уступки со стороны латинян было позволено сохранить свои обряды. Сегодня сложно сказать, что именно испытывали участники православной делегации при подписании этого документа, который явно противоречил восточному богословию и многим постановления Вселенских соборов. Одно ясно, что государственно-политические соображения здесь сыграли немалую роль. Возглавлявшие греческую делегацию византийский император и патриарх, помимо желания достигнуть единства двух Церквей, стремились также получить помощь Рима в борьбе против турок. Они прекрасно понимали, что Византия в одиночку не имеет шансов на успешное сопротивление новым завоевателям. Для многих уния представлялась гарантом помощи Запада. Тяжелое положение своей страны ясно осознавал и святитель Марк, которых, однако, считал, что предательством своей веры и попущением распространения еретического учения нельзя обрести помощь Божию в обороне Византии, казавшейся последним оплотом православия. И хотя теория «трех Римов» будет выйдет из под пера русского старца Филофея многими годами позднее, уже тогда было ясно, что Константинополь, этот Второй Рим, с большой вероятностью разделит печальную судьбу своего предшественника, если отвернется от света истины.

На огромное влияние святителя Марка Эфесского как богослова, как авторитета для народа лучше всего указывают слова, сказанные папой Евгением IV, не увидевшим его подписи на акте «соединения» Церквей: «Мы ничего не сделали». История показала, что этот ловкий политик, обличенный папской мантией, не ошибался…

В своем «Окружном Послании против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора» святитель Марк призывал своих земляков и истинно верующих людей бежать от сторонников унии, « ибо они — „лживи апостоли, делатели нечестивии, преобразующеся во Апостолы Христовы». На родине эти слова возымели успех. По возвращении православной делегации в Константинополь, народ отказался признать унию. Видя нежелание жителей подчиняться условиям договора, многие из подписавших буллу епископов взяли свои подписи обратно, заявив, что их насильно принудили к соглашению с латинянами. Но император и патриарх решили идти до конца, они еще верили в военную помощь Запада…

Вернувшись в свой родной Эфес, бывший к тому времени уже под властью турок, святитель продолжил рассылать послания, призывающие не подчиняться унии. Эти жаркие речи настроили против него самого императора, решившего его заточить в тюрьму. На пути на Св. Гору Афон Марк Эфесский был арестован и заточен в крепость Мундрос, в которой содержался на протяжении двух лет. Впрочем, это заточении лишь укрепило святителя. Пламенные речи, которыми дышали новые послания Марка из заточения, заставили правительство отпустить его и даже пригласить его жить в Константинополь. Кроме того, сам император вскоре отрекся от своих прежних взглядов под действием проповеди святителя. В итоге восточные патриархи: Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский в 1443 г. на соборе в Иерусалиме произнесли отлучение на всех приверженцев унии. Один лишь Константинопольский патриарх оставался врагом святого Марка, а значит, и всего православия, но его позиция уже ничего не могла изменить.

Святитель Марк отошел ко Господу в 1444 году.  К этому времени поражение униатов стало очевидным. Тем не менее, в последних своих словах он все также обращался к пастве с призывом бороться с униатством и его сторонниками.

Исповедническая стойкость святителя принесла должный плод. При последнем византийском Императоре Константине на Соборе в храме Св. Софии в 1450 г. в присутствии трех Восточных патриархов уния была разорвана. Несмотря на еще прижизненное почитание святителя Марка, он был причислен к лику святых лишь в 1734 г. при Константинопольском патриархе Серафиме I

Подвиг святителя Марка Эфесского и сегодня должен является замечательным примером стойкости для защитников апостольской веры перед непрекращающимися поползновениями со стороны определенной категории людей, пытающихся ради внешнего единства двух Церквей переступить через догматы и учения Православной Церкви.

Пискунова И В. (историк, аспирант ИФ МГУ,

Опубликовано в  Вестнике № 25. февраль 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *