Светлое Христово Воскресение

Светлое Христово Воскресение ― величайшее событие, праздник из праздников, в котором раскрывается суть христианства. Воскресение Христово называется еще и Пасхою, то есть днем, в который совершился наш «переход» от смерти к жизни. Сколько уже написано было об этом нашими современниками, сколько предпринимается попыток разъяснить народу всю важность этого события путем проведения различных пасхальных акций, однако, и сегодня самыми простыми и доходчивыми материалами для понимания церковных праздников являются иконография и церковные песнопения. Многим, наверно, знаком термин «богословие в красках» или «умозрение в красках». Действительно, иконы служат неким наглядным пособием, объясняющим нам в доступной форме суть происходящего. Храмовая роспись, иконы всегда изначально исполняли еще и образовательную миссию, возникнув как один из способов передать Евангельское учение. Не каждый человек мог прочитать Священное Писание, но каждому был понятен язык зрительных образов. «Орос» (постановление) II Никейского собора 787 года гласит, что икона «сообразна… евангельской проповеди», она «полезна, дабы уверовали, что воплощение Слова Божия действительно и неложно», «Евангелие и иконы имеют… одинаковое значение». Поэтому сегодня, встречая праздник Светлого Христова Воскресения, мы обратимся к иконографии праздника, к виду церковного искусства, которое испокон веков в доступной форме объясняло приходящему в храм, вне зависимости от его возраста и образования, суть евангельского учения. О чем повествуют нам икона Воскресения Христова?

Изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, пришло к нам с Запада уже в послепетровское время, поэтому мы обратимся к более древнему русскому иконографическому образу. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа, хотя и носит название «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа». Изображенные на ней события, на самом деле, произошли днем раньше — в Великую Субботу. Да, именно так, — традиционной пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад». Но почему?

На иконе изображен Христос, Он только закончил Свое снисхождение (на что нам указывают как бы замершие в воздухе воскрилия риз) и держит за руку Адама. Он готовится извести их из места скорби, значит, перед нами точка предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, в Горнее селение. Мы видим под Его ногами обломки, это сокрушенные Им врата ада. Каждая упомянутая нами деталь не случайна, так как эти иконописные образы показывают, что победа Христова совершается «не силой и не магически-авторитарным воздействием, но — через максимальное «Самоистощание», Самоумаление Господа»[1]. Православная иконография Пасхи, в отличие от католической, состоит в том, чтобы донести до верующих самую суть Воскресения, цель Боговоплощения и всего Благовествования — Иисус Христос не просто Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, зачем Бог пришел на землю и принял смерть — по известному святоотеческому выражению, «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати».

Иконографический образ раскрывает нам значение слова «Пасха», то есть переход — от смерти к жизни, от рабства греха ― к подлинной свободе, которая заключается в следовании заповедям Божиим: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31–32). Этот праздник не просто Воскресение Христова, что отчетливо чувствовал древний иконописец. Поэтому своей задачей он ставил донести до всех верующих и стремящихся к истине связь Его Воскресения со спасением людей. Всех людей без исключения, даже святых. Мы знаем, что до Воскресения Христова никто не мог попасть в Царствие Небесное, потому что после грехопадения путь туда был закрыт для людей. Об этом плене и обреченности даже праведных душ нам говорят изображенные на иконе люди в нимбах, окружающие Христа и с надеждой взирающие на Него. Икона «Сошествие во ад» изображает и исполнение пророчества Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9,2). Мы видим на иконе руку Адама, которую держит Христос, да, именно Он держит Адама, а не тот Его. Потому что нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти страстей и смерти. С другой стороны, образ Адама, который вторую руку решительно протягивает Господу, обращает наше внимание и на то, что Бог не может спасти человека без самого человека, без его желания и усилия.

   Это усилие, которое заключается в покаянии и смиренном послушании перед Богом, раскрывается нам через иконописный образ Евы. На иконах и фресках она изображена со скрытыми под одеждой руками или одной рукой. Эта деталь неслучайна! Ее руками некогда был совершен грех, когда она сорвала запретный плод в Раю. Она хотела стать причастницей Высшей Истины без смирения и послушания перед Богом, не любя саму Истину, но в гордости почитая себя достойной этой Истины. Теперь же Ева не дерзает самочинно коснуться Христа, но моля, ждет, когда Он Сам обратится к ней. Материальная одежда, появившаяся у людей после изгнания, свидетельствует как раз о грехопадении, об обличении их и вынужденной изоляции от внешнего мира, «ибо узнали они, что наги» (Быт.3,7). Именно поэтому Ева прячет свои руки под одеждой, как знак покаяния и понимания всецелой своей отделенности от Бога. Именно это смирение и становится залогом спасения как для нее, так и для всех нас. Как Ева спаслась, ибо покаялась, так и мы можем спастись, если исправим свои пути и будем жить во Христе. Как неразрывны Великая Суббота, когда было совершено сошествие во ад, и Пасха, так неотделимы и покаяние с воскресением нашей души. Покаяние становится преддверием всеобъемлющей радости Пасхи, где наконец встречаются усилия человека и любовь Бога к людям.

Воистину, с тех пор каждый христианин может с полным правом заявить: «Самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, «при Понтии Пилате»[2]

Пискунов И. В. (историк, аспирант ИФ МГУ)

[1] Диакон Андрей (Кураев)/ Школьное богословие. М., 1999.

[2] Диакон Андрей (Кураев)/ Школьное богословие. М., 1999.

Опубликовано в Вестнике № 27. апрель 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *