День Святой Троицы и Пятидесятница – два названия, один праздник

Пятидесятница или День Святой Троицы празднуется Православной Церковью в 50-й день после Пасхи. В этот день Святая Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов, описанное в книге «Деяний» (Деян. 2:1-18). Двойное наименование праздника здесь неслучайно.

Название «Пятидесятница» неспроста указывает нам, что событие произошло именно на 50-й день после празднования Пасхи. Число 50 здесь имеет символический смысл, отсылающий нас еще к ветхозаветным временам. На пятидесятый день после исхода из Египта израильский народ получил от Бога десять заповедей, ознаменовавших союз между Богом и израильтянами. «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:3-6). Это событие стало днем рождения первой, Ветхозаветной Церкви, призванной подготовить народ к пришествию Мессии. В честь этого дня был установлен праздник Пятидесятницы (евр. Шавуо́т), на протяжении многих веков ежегодно праздновавшийся израильским народом.

И вот спустя столетия наконец явился миру Спаситель, искупивший весь род человеческий. Время Ветхозаветной Церкви близилось к концу, и наступал час рождения обновленной Новозаветной Церкви. Так, на пятидесятый день после Своего Воскресения Господь снова совершает то же, что когда-то совершил с древним Израилем — заключает новый союз. На собравшихся апостолов снизошел Дух Святой: «и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4). В этот день Бог создал Новый Израиль — Церковь Христову, свет которой апостолы разнесли по всему миру. Таким образом, Ветхозаветная Пятидесятница была в некотором роде прообразом Новозаветной, нового союза, который, по словам пророка Иеремии, будет уже не дарование внешнего закона, но духовное преображение самих людей. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:31-34).

Другое название праздника — день Святой Троицы — также указывает нам на глубокий смыл совершившегося в этот день. Почему мы говорим о Святой Троице, если в Священном Писании в этот день упоминается лишь Дух Святый? Почему мы не называем праздник Крещения Господня днем Святой Троицы, ведь именно тогда описываются все Три Ипостаси (Лица) Святой Троицы? Да, действительно, евангельский отрывок о Крещении Господнем впервые раскрывает Троичность Бога в Лицах. Однако в этот момент Господь еще не являет самому миру благодатные действия Св. Духа. Род человеческий еще только в ожидании того, о чем говорил царь Давид: «послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс.103:30). Лишь в день Пятидесятницы была, наконец, явлена миру полнота Святой Троицы. Как и обещал Христос, в мире ощутимым образом стал действовать Святой Дух — Третья Ипостась. По словам Иоанна Златоуста, «этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь — с апостолами; а с пророками — иначе. Например, Иезекиилю дается свиток книжный, и он съедает то, что должен был говорить (Иез.3:3). Или еще: рука Божия касается языка другого пророка (Иер.1:9). А здесь (все делает) Сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну» [1]. Именно с момента сошествия Святого Духа на апостолов во всей полноте началось участие всех Трех Лиц Бога — Отца, Сына и Святого Духа в спасении человека: Бог Отец творит мир, Бог Сын выводит людей из рабства греха и смерти, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви. Поэтому это событие в чреде годичных Господских праздников является заключительным праздником в деле Божественного Домостроительства.

Особую важность праздника подчеркивает последующая неделя. В седмицу по Пятидесятнице, как и в Светлую седмицу, не бывает поста в среду и пятницу — седмица сплошная. Многие полагают, что освобождение от поста происходит ввиду приближающегося Петрова поста, но это не так. Церковь разрешает не поститься всю седмицу именно по причине прославления Святой Троицы, подчеркивая единосущность и равнозначность всех Трех Ее Лиц. В этом году Троицкая сплошная седмица приходится на 5–11 июня.

Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ,молодежный работник храма)

[1]Иоанн Златоуст. Толкования на книгу Деяний святых апостол. Беседа IV. Т. 9. Кн. 1. М., 2003.

Опубликовано в Вестнике № 29.июнь 2017 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *