Святые праотцы: праведники Ветхозаветной Церкви

В предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым Православная Церковь вспоминает святых праотцев — людей ветхозаветных времён, ставших предками по плоти Иисуса Христа. Отчего этот праздник так важен и почему он неразрывно связан с последующим за ним праздником Рождества Христова. Чествование Церковью святых праотцев предваряет встречу великого праздника Рождества Христова, когда совершилось чаемое ими пришествие Спасителя.

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) говорил о праотцах как участниках великого дела подготовки пришествия в мир Спасителя. «Нам ли не почитать всех тех, кто вёл всё человечество к тому, чтобы отверзлись сердца наши и умы наши перед великой проповедью Христовой?» — вопрошал Святитель в посвящённой праотцам проповеди. Думается, именно поэтому Церковь совершает память праотцов перед самым Рождеством Христовым, ещё раз напоминая нам о долгой и сложной истории спасения рода человеческого.В число ветхозаветных праведников входят Адам, Ева, Ной, Авраам и другие люди, о жизни которых можно прочесть на страницах Библии. В этой статье мы не будем пересказывать их истории, но остановимся на значении их жизни и подвига в деле спасения Богом человеческого рода.

Ряд праотцов начинается с пары первых сотворённых Богом людей — Адама и Евы. Они тяжко согрешили, нарушив волю Бога и были за это изгнаны из рая. Люди отпали от Бога, их грех породил смерть. С этого начались все болезни и несчастья нашего мира. Но остаток своей долгой жизни Адам и Ева провели в покаянии и надежде на обещанное им Богом избавление от греха и смерти. Перед Великим постом в храмах поётся стихира, напоминающая о раскаянии Адама: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавую увещанну бывшу и окраденну и славы удалену!»

Второй из детей Адама и Евы, Авель, был убит своим братом Каином из зависти, когда Бог принял жертвоприношение Авеля и отверг Каина. Авель стал первым святым мучеником, убитым за праведность, и одним из ветхозаветных прообразов принявшего смерть без вины Иисуса Христа. Прямым предком по плоти Христа стал третий сын Адама и Евы, праведный Сиф. Сохранилось предание, что Сиф был вознесён на небо, обучен Божественным тайнам и даровал потомкам такие искусства, как астрономию и письменность.

Перечисляя потомков Адама, о Енохе Библия говорит, что «Бог взял его» (Быт.5,24) в отличие от остальных, о которых сказано, что они умерли. Как и пророк Илия, Енох был вознесён живым в некое сокровенное место. В конце времён они вернутся на Землю, будут свидетельствовать против антихриста и примут от него мученическую кончину.

Ной, спасшийся в ковчеге во время всемирного потопа и ставший новым прародителем человечества, прообразует собой Христа, спасающего людей в Своей Церкви, как в ковчеге. Потоп является и символом Крещения, омывающего человека от всякой скверны.

Особое внимание Библия уделяет Аврааму. От него Бог произвёл еврейский народ, в котором сохранялось истинное богопочитание и в котором воплотился Христос. Путь Авраама — это путь веры. Авраам поверил Богу и ушёл в неведомую ему землю. Он поверил Богу, когда Бог обещал от него, бездетного старца, произвести великий народ. Наконец, Авраам поверил Богу, когда Он повелел ему принести в жертву собственного сына. Именно эта вера вменилась Аврааму в праведность (Быт. 15,5). Апостол Павел в своём послании римлянам говорит, что подлинные наследники Авраама — это не его потомки по плоти, но те, кто наследовал его веру (Рим. 4,11-13).

Церковь чтит память и других ветхозаветных праведников — Иосифа Прекрасного, проданного в рабство своими братьями, как Христос был продан Иудой; Иова Многострадального, прообразовавшего Христа в своих безвинных страданиях; таинственного Мелхиседека, царя-священника, который, как и Христос, «пребывает священником навсегда» (Евр. 7,3); царя Давида, создавшего священные псалмы, и других.

При чтении библейских повествований многие поступки ветхозаветных праведников могут показаться отталкивающими, например, убийства или кровосмешения. Здесь надо помнить, что состояние человечества до и после Боговоплощения различно, и тогда Бог позволял и даже вменял в праведность то, что не позволяет теперь. Блаженный Августин в своей «Исповеди» говорит об этом различии и о том, что Бог в соответствии с ним даёт разные повеления, Сам не изменяясь: «Одним Бог заповедал одно, другим — другое, в соответствии с условиями времени… всё делается Твоими служителями, дабы показать, что нужно в данный час и что в предвозвестие будущего».

К сожалению, этот праздник для многих так и остался неузнанным, суета подготовки к новогодним и рождественским праздникам порой отвлекает наше внимание от святых, чьи дни памяти приходятся на предпраздничные дни. Кроме того, ветхозаветные праведники кажутся нам более далекими и где-то непонятыми, нежели чем святые Нового Завета. Однако, между ними и нами есть связь. Церковь напоминает о праотцах теперь, перед Рождеством Христовым, дабы также показать нам пример их веры в обещанное пришествие Спасителя мира и верности ожидаемому Мессии. Они не просто верили в Его пришествие, но и хранили ему верность среди всего языческого мира. Так же и мы должны иметь крепкую веру и хранить ее особенно теперь, когда новые ростки язычества набирают свою силу.

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Опубликовано в Вестнике № 35. январь 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *