Святки и Крещение: церковные традиции и народные суеверия

Святки: церковные традиции и народные обычаи.

Святки – череда праздничных дней от праздника Рождества Христова до дня Крещения Господня (Богоявления). Указания на эти дни можно найти уже в IV – V вв. у Отцов Церкви (Ефрем Сирин, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский и Савва Освященный), именно тогда Рождество и Крещение Господне перестали быть единым праздником. Окончательное общецерковное празднование Святок было установлено на II Туронском соборе 567 года. Святочные дни, призванные противостоять языческим традициям, к сожалению, в народном сознании все же тесно переплелись с последними. Что же мы празднуем в эти дни, и где грань между церковными традициями и народными суевериями?

В эти дни Церковь, а вместе с ней и все верующие празднуют рождение нашего Господа Иисуса Христа. Весь мир славит пришествие в мир Спасителя, которому надлежит пострадать за нас и тем самым дать возможность войти в Царствие Небесное. Поэтому на Святках христиане призываются к делам любви и милосердия, чтобы радостная весть о рождении Спасителя дошла до каждого создания. Из Византии на Русь пришла добрая традиция на Святках посещать, кормить и дарить подарки больным, бедным, сиротам, томящимся в заключении и всем нуждающимся, чтобы каждый мог стать соучастником этого радостного события, почувствовать, как милосерд Господь Бог, пославший на Землю своего Сына Иисуса Христа для нашего спасения. Сегодня многие, следуя этой традиции, в Святочные дни посещают больницы, дома престарелых и детские дома, делясь радостью с теми, кто более всего нуждается в любви и заботе, кто более ограничен в возможности приобщиться к этой радости. Многие священники делают акцент на том, что Святки — это период духовной радости, а не плотской. Пост в еде заканчивается (в период от Рождества Христова до Богоявления пост отменяется), но начинается период особенно интенсивной духовной жизни. Пост был не целью, а только приготовлением души и тела для встречи праздника Рождества Христова. Встретив это события, верующие должны не растерять, а сохранить в себе эту чистоту. На Святках следует посещать церковные богослужения, стараться причаститься Святых Христовых Тайн. Многие богослужения этого периода посвящены святым, так или иначе связанным с рождением в мир Спасителя. Так, Церковь прославляет Пресвятую Богородицу, прав. Иосифа Обручника, царя Давида, Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, пророка Малахии (последний ветхозаветный пророк, свидетельствующий о скором пришествии Миссии) и др.На Руси существовало множество народных суеверий, которые, к сожалению, живы и по сей день. После долгого поста некоторым людям очень хочется расслабиться и хорошенько повеселиться, при этом формально оставаясь чадами Православной Церкви. Вот тут и приходит на выручку народное суеверие, не имеющее ничего общего с православием. Согласно ему, после рождение Спасителя Бог Отец в честь праздника отпустил на несколько дней всех бесов, томящихся в Аду. И теперь вплоть до праздника Крещения они ходят по Земле и соблазняют простых людей. Из этого суеверия люди сделали простой вывод (собственно, в свое время ради этого они эту историю и выдумали): если Бог дозволил нечистой силе разгуливать среди людей, то разве можно винить людей в их проделанных грехах. Как удобно оправдываться фразой «бес попутал». Эта легенда породила со временем множество обычаев, совершенно не совместимых с православным учением. Например, что в Святки можно и даже нужно гадать. Эта традиция стала столь распространенной, что ей иногда пытаются следовать даже просто из простого любопытства и ради веселья. Мало кто задумывается, что гадание даже в шутку является страшным грехом и может повлечь за собой страшные последствия. Приведем здесь реальную историю одной крестьянки, записанную русским историком и этнографом С. В. Максимовым:

«Пришла я с загадок и задумала суженого вызвать — страх захотелось мне узнать, правда это или нет, что к девушкам ночью суженые приходят. Вот я стала ложиться спать, положила гребенку под головашки и сказала: «Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать». Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь и не помолившись Богу. И только это я, милые мои, заснула, как слышу, полез кто-то мне под головашки, вынимает гребенку и подходит ко мне: сдернул с меня дерюгу, поднял, посадил на кровати, сорвал с моей головы платок и давай меня гребенкой расчесывать. Чесал, чесал да как дернет — ажно у меня голова затрещала. Я как закричу. Отец с матерью вскочили: мать ко мне, а отец огонь вздувать. Вздули огонь, отец и спрашивает: «Чего ты, Апрось, закричала?» Я рассказала, как я ворожила и как меня кто-то за косы дернул. Отец вышел в сенцы, стал осматривать двери — не видать ничего. Пришел он в избу, взял кнут и давай меня кнутом лупцевать — лупцует да приговаривает: «Не загадывай, каких не надо, загадок, не призывай чертей». А утром, только я поднялась — вижу, голова моя болит так, что дотронуться до нее нельзя. Глянула я около постели своей на земь — вся земь усыпана моими висками. Вот как «он» меня расчесывал. Стала я сама расчесывать косу, а ее и половину не осталось — всю почти суженый выдернул».

Гадание никак не может идти рука об руку с православием. Выражаясь словами диакона Андрея Кураева, «Cвяточные гадания —  это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары Младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении».

Помимо гадания следует упомянуть такие народные обычаи, как «рядиться в нечистей», ставить блюдечко с молоком для домового и участвовать в кулачных боях, которые также никогда не одобрялись Церковью. По статистике, до революции смертность во время кулачных боев была достаточно высокая. Борясь с этим видом игрищ, церковный собор 1274 года постановил «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Так, в правление Федора Иоанновича (1584 – 1598) в источниках не зафиксировано ни одного поединка на кулаках. Со временем практика отлучения от церкви за участие постепенно исчезла, однако запрет на отпевания человека, умершего во время кулачного боя, просуществовал до Петра I. Невозможность отпевание вытекала из приравнивания их к самоубийцам. Кулачные бои вновь были запрещены как антихристианские указом императора Николая I в 1832 году. Этот указ действовал вплоть до революции 1917 года. В Советское время к кулачным боям относились также негативно, хотя причиной тому была борьба с «пережитками царского режима». Возрождение традиции кулачных боев относится уже к 90-м годам. Сегодня этот обычай стал достаточно популярным в виду оживления интереса к древней Руси и распространения неоязычества.

Народных суеверий значительно больше, здесь мы перечислили лишь самые распространенные. Сегодня, встречая Святки, каждый человек при составлении своей «праздничной программы» должен в первую очередь подумать, что из намеченного не оскорбляет Господа и что прилично этим дням, которые Церковь определила, как дни радости от встречи со Спасителем. Задумайтесь, насколько ваши поступки, хотя бы в эти дни, соответствуют той цели, ради которой Бог послал Сына своего на Землю?

Крещенские гулянья — христианский праздник с языческим налетом.

Святки кончаются праздником Крещения Господа нашего Иисуса Христа (Богоявлением). Нередко можно услышать от людей, пришедших в эти дни за крещенской водой такие фразы: «сегодня мы взяли богоявленскую воду, а завтра придем за крещенской», «скажите, а сегодня праздник Крещения или Богоявления?». И сотрудники храма на одном дыхание объясняют, что эти два названия относятся к одному и тому же празднику. Действительно, в Православных Церквях (мы не говорим о Древневосточных Церквях, признающих лишь 3 Вселенских собора) праздник Крещения именуется также праздником Богоявления. Сегодня мы употребляем два этих названия как синонимы одного и того же события. Лишь в далекой древности, еще до разделения Церквей, под праздником Богоявления весь христианский мир подразумевал сразу несколько событий, а именно: Рождество Христово, поклонение волхвов и Крещение Господне. Именно все три события соединялись воедино, в один праздник под названием Богоявление. С тех пор прошло много веков и событий, заставивших Святых Отцов Халкидонского собора развести эти праздники. Однако не все Поместные Церкви приняли постановления этого собора, среди них: Армянская Апостольская Церковь, Коптская Православная Церковь, Эфиопская Православная Церковь, Эритрейская Православная Церковь, Сирийская Православная Церковь и Маланкарская Православная Церковь. Западная Церковь хоть и разделила праздники Рождества и Крещения, но оставила термин «Богоявление» именно за праздником Рождества Христова.

Так же как Святки, праздник Крещения Господня на Руси достаточно быстро оброс народными традициями и суевериями.

Одной из излюбленных традиций всегда было купание в проруби. Многие православные в этот день трижды с крестным знамением погружаются в прорубь. Это, конечно же, христианская традиция, которая имеет древние корни. Однако и тут не обошлось без миссионерских пробелов. Начнем с того, что погружение в прорубь — традиция, а не таинство, и оно не является обязательным. Кроме того, мнение, что во время погружения в освященную прорубь человеку прощаются грехи, — не более чем заблуждение. Грехи прощаются человеку только в Таинстве Покаяния! В последнее время традиция погружения в прорубь на Крещение стала модной. Масса людей на Крещение, не заходя в храм Божией и не задумываясь о глубочайшем смысле данного праздника, стремятся окунуться троекратно в проруби, ожидая какой-то магической силы. Правда, есть и те люди, которые приходят ради компании или из простого любопытства. Несмотря на внешнюю веселость этой традиции, она несет в себе более глубокий смысл. Это скорее некое выражение нашего смирения и веры, когда, перекрестившись, человек стесняет себя ради Христа и осознает несомненную силу благодати Божией. А делать из этого развлечение, сопровождая свой прыжок в прорубь непристойными словами от восторга, вряд ли можно назвать делом богоугодным. Порой приходится слышать, что, если человек не смог окунуться в прорубь, то ему непременно надо в эту ночь искупаться в ванной. Конечно, хорошо встречать праздник чистым, но как мытье в ванной может быть связано с символическим купанием в «иордани»?

Кроме того, огромное количество суеверий связано со взятой в храме крещенской водой. Давайте рассмотрим самые распространенные. Согласно одному из поверий, крещенская вода, взятая из семи разных храмов, обладает более чудодейственной силой. Конечно, ничего подобного нет, и такие заблуждения являются чистым магизмом. Вода, взятая в любом храме на праздник Богоявления, имеет одинаковую силу и от слияния свойств своих не меняет. Также иногда можно встретить утверждение, что крещенская вода обладает лечебными свойствами только первые несколько часов, а затем теряет свою силу. Здесь стоит привести слова Иоанна Златоуста, что крещенская вода может храниться весь год и более, не теряя своей чудодейственной силы (Беседа XXXVII. На Крещение). Святые Отцы Церкви учат, что святая вода сохраняет свою живительную силу до тех пор, пока человек приступает с верой и надеждой в помощь Божью, она помогает не из-за каких-либо своих магических свойств, а по воле нашего Создателя. Крещенская вода, увы, для многих превратилась в трофей, который необходимо заполучить во что бы то ни стало. В погоне за святой водой люди порой забывают, что же есть первостепенное в этот день. Тысячи людей приходят в храм за святой водой, толкаются в огромных очередях, где нередко можно услышать ругань и осуждающие слова — вот, что приходится наблюдать в этот святой праздник. Но главный смысл не в том, чтобы взять в эти дни воду, а в том, чтобы соборно помолиться во время ее освящения, поприсутствовать на молебне, ведь Господь дает благодать для исцеления святой водой недугов именно по молитве. К несчастью, можно встретить мнение, что в этот день крещенская вода сама становится чудодейственной, а, следовательно, можно и не присутствовать на Чине освящения, а просто потом вечером взять «магическую» воду домой. Святая вода действительно становится чудодейственной, но удостаиваются этой силы лишь те, кто приемлет ее с живой верой в силу Божию и силу молитвы Святой Церкви, те, кто искренне желают ходить путями Божьими. Именно о таких сказано: «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Бог не творит чудо, если его ждут из чувства любопытства и жажды зрелища. О таких Он говорил: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39).

Итак, приступая ко святой воде, к мощам святых угодников Божьих и, самое главное, к Телу и Крови Христовой, нужно чаще вспоминать слова святителя Феофана Затворника:

«Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, — имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ, ответственная за работу с молодежью на приходе)

Опубликовано в Вестнике № 35. январь 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *