Просто о важном. Архиерейский Собор-2017: что, почему и зачем.

В самом конце прошлого, 2017 года, прошел Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года). Он был приурочен к празднованию 100-летия Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 гг. и произошедшему на нем восстановлению патриаршества в Русской Православной Церкви. Тогда, 100 лет назад, в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 1917 года был впервые в истории Русской Православной Церкви созван Поместный Собор, в который вошли не только епископы, как в случае с Архиерейским Собором, но также клир и миряне.

Что такое архиерейский собор?

Нынешний Собор был не Поместным, а Архиерейским. Архиерейский Собор — высший орган иерархического управления Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви, а также в вопросах отношений с Православными Церквями, другими религиозными общинами, государством и обществом. В отличие от Поместного Собора 1917–1918 гг., этот Собор был уже не первым в русской церковной истории — по Уставу Церкви он собирается регулярно, не реже одного раза в четыре года, но может собираться и чаще. Последний Собор прошел в начале 2016 года.В состав Освященного Архиерейского Собора входят архиереи стран канонической ответственности Русской Церкви. В президиум Собора входят постоянные члены Священного Синода, среди которых, например, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Являясь Предстоятелем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, он одновременно является первым по старшинству архиереем Русской Православной Церкви. Схожим образом в президиум Собора входят архиереи других стран, относящихся к канонической территории Русской Церкви. Это наглядный пример единства Русской Православной Церкви, независимо от того, на территории какой страны располагаются ее части.

В чем значение архиерейского собора?

Церковные Архиерейские Соборы — это не собрание церковных руководителей в узком кругу. Решения Соборов имеют огромную важность не только для православных верующих России, но и для всех русских православных и православных вообще, рассеянных по всему миру. На Архиерейских Соборах могут обсуждаться дела общецерковного значения. Так, на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. были приняты такие судьбоносные акты, как канонизация Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в том числе и Царской семьи, принятие Основ социальной концепции Русской Православной Церкви и новой редакции церковного Устава.

Кто приехал на архиерейский собор 2017 года?

Об общецерковном значении Архиерейских соборов говорят факты присутствия на некоторых из них высоких гостей, представляющих другие Поместные Православные Церкви. Так, на заседаниях Собора в этом качестве присутствовали: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II, Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон, глава делегации Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский и Тао-Кларжетский Феодор, глава делегации Болгарской Православной Церкви митрополит Ловчанский Гавриил, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, митрополит Токийский и всей Японии Даниил.Такое представительство оказалось одним из самых полных в новейшей истории.

На кого распространяются постановления архиерейского собора?

Также важно понимать, что принятые на Соборе решения действуют не только на территории нашей страны. Святейший Патриарх неоднократно отмечал, что Русская Православная Церковь не церковь Российской Федерации. Многие люди считают, что слова «всея Руси» в титуле Предстоятеля относятся лишь к территории России. Но это не так. Территория канонической ответственности Русской Церкви сегодня – это целых 16 стран: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Киргизия, Латвия, Литва, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Эстония, Япония и, кроме того, все общины верующих, проживающих в других странах и добровольно входящих в юрисдикцию Русской Церкви, приходы которой расположены по всему миру.

Основные решения архиерейского собора 2017 года

На прошедшем Соборе обсуждался ряд резонансных тем. Среди них – вопрос об идентификации т. н. «Екатеринбургских останков» – фрагментов тел, обнаруженных в 1991 и в 2007 годах под Екатеринбургом и предположительно принадлежащих царской семье. Эта тема необычайно волнует некоторых верующих, поэтому решения по ней ожидалось с нетерпением. Однако точка в этом деле поставлена не была, Собор лишь выразил надежду, что это произойдет «во благовремении». Таким образом, признание или непризнание «Екатеринбургских останков» пока откладывается — на то время, которое необходимо для завершения всех положенных экспертиз.

Почему это происходит так медленно? Вопрос в том, что речь фактически идет о признании останков святыми мощами, а это акт, крайне важный для Церкви, и он должен готовиться со всей возможной тщательностью и осмотрительностью, чтобы полностью исключить вероятность ошибки. Любая спешка в этом деле недопустима. Вопрос носит духовный, а не политический характер, и не существует какого-то «заказа» разрешить его к определенной дате.

Также Собор одобрил данную ранее Священным Синодом оценку состоявшегося на Крите в 2016 году Собора Предстоятелей и иерархов десяти Поместных Православных Церквей: данный Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем решения — как обязательные для всей православной полноты, так как при их утверждении был нарушен принцип консенсуса. При этом указано, что «анализ документов Критского Собора, проведенный по поручению Священного Синода Синодальной библейско-богословской комиссией, показал, что некоторые из них содержат неясные и неоднозначные формулировки, что не позволяет считать их образцовыми выражениями истин православной веры и Предания Церкви»[1].

Кроме того

— Собор внес изменения в Устав Русской Православной Церкви, подчеркнув особый статус Украинской Православной Церкви, руководящий центр которой находится в Киеве (это изменение, связанное с давлением на Украинскую Православную Церковь со стороны киевских властей, призвано избавить ее от обвинений в руководстве из «враждебного государства»).

— Утверждено Положение о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви, разрабатывавшееся на протяжении нескольких лет Межсоборным Присутствием.

— Утвержден документ «О канонических аспектах церковного брака», также разработанный Межсоборным Присутствием.

Последний документ в целом закрепляет уже давно существующую церковную практику в этой сфере, однако есть в нем любопытный момент, который может привести в недоумение человека, знакомого с российской церковной традицией особого отношения к духовному родству. Так, в документе отсутствует запрет на брак между крестным и крестной, являющихся восприемниками одного крещаемого (кум и кума) – ранее такие браки считались недопустимыми или совершались лишь с разрешения епископа, хотя реальных канонических препятствий к ним не существует.

Такое ужесточение можно было объяснить характерной особенностью именно русской православной традиции, которая в некоторых случаях идет по пути еще большего усиления существующих ограничений. Аналогичный пример из другой области – обычай пить крещенскую воду исключительно натощак, что также не находит канонического подтверждения и является лишь благочестивой традицией (см. Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри»).

Итак, в принятом на Архиерейском Соборе документе о браке говорится лишь о запрете на брак между восприемником с им воспринятой во Святом Крещении, восприемницей с ею воспринятым, восприемника с матерью воспринятого, а также восприемницу с отцом воспринятой.

Одной из первоочередных задач Церкви в постановлении Архиерейского Собора называется работа с молодежью. «Достижения в сфере миссии среди молодежи, произошедшие в последние годы, требуют развития. Следует продолжить поиск плодотворных форм миссии среди молодых людей и их деятельности в Церкви с учетом разнородности молодежи, по-разному соотносящей себя с Церковью, обладающей разным образованием и воспитанием, принадлежащей к различным социальным слоям и группам,»[2] — говорится в документе. При этом подчеркивается, что основной целью этой работы является евангельская проповедь: «Используя те или иные методы работы с молодежью, не исключая и заимствованных из светской практики, важно не упускать из виду главную цель, стоящую перед пастырем или любым церковным тружеником в общении с юношами и девушками: их приобщение к числу учеников Христовых»[3].

Подробнее о других принятых на Архиерейском Соборе решениях можно узнать на Официальном сайте Русской Православной Церкви[4].

Еще немного о символизме дат

В заключение хотелось бы сказать еще пару слов о выборе даты собора — он глубоко символичен. 100 лет назад проходил Собор 1917–1918 гг., на котором было восстановлено патриаршество — избран Патриархом святитель Тихон (Белавин). Была возрождена подлинная соборность Церкви, которая более 200 лет была лишена патриаршества и пребывала под тяжелым бременем государственного регулирования. Этот период, называемый в истории Церкви Синодальным периодом, характеризовался грубым нарушением церковных канонов, в частности, 34 Апостольского правила, согласно которому «епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающаго их власть не творити без его разсуждения… всех».

Проводя Архиерейский Собор в этот год, Церковь поминает участников Собора 1917–1918 гг., среди которых прославленные в лике святых святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, сщмч. Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский, сщмч. Николай, архиепископ Владимирский и Суздальский и многие другие. Почитая деяния Собора 1917–1918 гг. и его участников, Церковь придает огромное значение сохранению богоустановленных принципов своего бытия, важнейшим из которых является ее соборность, проявляющаяся в регулярном проведении церковных соборов, а также напоминает о важности восстановления Патриаршества, благодаря которому церковное устройство было приведено в соответствие с канонами.

Пискунов И. В.

(историк, аспирант ИФ МГУ)

[1]Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5076149.html

[2]Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5076149.html

[3] Там же.

[4]http://www.patriarchia.ru/db/text/5076185.html

Опубликовано в Вестнике № 36. февраль 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *