Что сказал Патриарх Кирилл в Болгарии и почему это было правильно…

«Патриарх устроил Болгарии семь минут позора», «Пастырская отповедь. Визит патриарха Кирилла в Болгарию обострил отношения Москвы и Софии», «Патриарх Кирилл вызвал в Болгарии политический кризис» — подобными заголовками пестрили российские и болгарские СМИ в начале марта, подводя итоги визита Святейшего Патриарха Кирилла в Болгарию.

Как получилось, что дружественный по своей сути визит стал причиной крупного дипломатического скандала?

Вообще, сам повод для поездки был вполне миролюбивый: болгары пригласили Предстоятеля Русской Православной Церкви на празднование 140-летия освобождения Болгарии от османского ига, в котором, как известно, императорская Россия принимала самое непосредственное участие. 2 марта Патриарх Кирилл встретился со Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом и членами Священного Синода Болгарского Патриархата.3 марта, в самый день праздника, Патриарх Кирилл и Патриарх Неофит отслужили благодарственный молебен в храме Рождества Христова на перевале Шипка. Шипка — место неслучайное. Именно здесь произошел один из ключевых и наиболее известных эпизодов в русско-турецкой войне 1877–1878 годов, победа в которой и дала Болгарии долгожданную независимость. Здесь русские войска ге роически сдерживали натиск многократно превосходящих сил турок, продемонстрировав свою доблесть и решительный настрой в защите притесняемого братского народа. Потому Шипка и стала символом освобождения Болгарии и святыней болгарских патриотов, куда ежегодно стекаются не только простые люди, но и первые лица Церкви и государства. Вот и на этот раз на поминальном богослужении присутствовали президент Болгарии Румен Радев и председатель Парламента страны, а также члены делегации Русской Православной Церкви, иерархи и клирики Болгарской Православной Церкви, дипломаты, гости из других стран, многочисленные жители страны.

Нужно отметить, что русско-турецкая война 1877–1878 годов — уникальное явление в русской истории. Потому что ее инициатором стала не власть, а самое настоящее русское общество, подъем которого был настолько мощным в связи с турецкими зверствами, что Александр II просто вынужден был объявить Турции войну. Огромное количество русских добровольцев стекалось на Балканы защитить гонимых христиан. Лидеры общественного мнения через ведущие печатные издания призывали правительство к решительным действиям. Лучшие люди России восприняли беды страдающих болгар как свои собственные. На Балканы отбыли мировые светила медицины Н. В. Склифосовский и С. П. Боткин. И. С. Тургенев писал: «Болгарские безобразия оскорбили во мне гуманные чувства: они только и живут во мне, и, коль этому нельзя помочь иначе, как войной, ну так война!» Виднейший славянофил, литератор, пользовавшийся большим авторитетом даже в стане своих идейных противников, И. С. Аксаков говорил: «Никогда никакая война не возбуждала такого всеобщего на Руси сочувствия и одушевления, не вызывала столько животворящей любви, не заслужила в такой полной мере названия народной, как именно эта война, благодаря именно этой священной задаче».

И вот в своей речи по случаю освобождения Болгарии русским народом президент страны Румен Радев своеобразно выразил благодарность павшим воинам, сделав почему-то упор именно на многонациональном составе российской армии. В итоге прозвучала благодарность не русскому воинству, а «русским, румынам, финляндцам, украинцам, белорусам, полякам, литовцам, сербам и черногорцам».

А уже в ответ на эти слова Патриарх Кирилл заявил буквально следующее: «Болгарию освободила Россия — не Польша, не Литва, не другие страны, а Россия. И хочу откровенно сказать, что для меня трудно было слышать ссылки на участие иных стран в освобождении Болгарии. Ни польский сейм, ни литовский сейм не принимали решения о начале войны с османской Турцией. Мы — за историческую правду, ее мы завоевали своей кровью, и не может быть никаких политических и прагматических причин, по которым сегодня эту правду следует замалчивать или ложно интерпретировать»[1].

Почему последовала такая жесткая реакция? Вроде бы, ничего особенного президент Болгарии не сказал, преувеличил, конечно, перегнул палку, но действительно, представители этих народов присутствовали в императорской армии, хотя и в малом числе, и даже принимали участие в войне. Конечно, ставить на одну доску русских и литовцев, оценивая их вклад в освобождение Болгарии — как минимум некорректно. Однако, думаю, что будь эта фраза сказана в другое время, она бы не вызвала такой суровой отповеди.

Вся проблема заключается в контексте той внешней политики, которую ведет Болгария в последние годы, в котором слова болгарского президента обретают совсем иное звучание. После той самой освободительной войны 1877–1878 годов Болгария не раз поворачивалась к России спиной: так было и в Первую, и во Вторую мировую войну, когда эта, казалось бы, дружественная нам страна воевала на стороне наших врагов. Что же касается наших дней, то все хорошо помнят болгарские демарши на экономическом поприще, продиктованные ничем иным, как политическими мотивами. Во многом благодаря болгарским усилиям, направляемым, само собой, извне, провалился многомиллиардный проект газопровода «Южный поток», на строительство которого к тому времени уже было потрачено огромное количество сил и средств. В результате — усмешка истории — Россия была вынуждена переориентироваться на сотрудничество именно с нашим общим вековым соперником — Турцией, вступив в совместный проект «Турецкий поток», который сейчас успешно реализуется.

Это лишь одно из ярких проявлений той линии неизбежной враждебности с Россией, которой вынуждена придерживаться эта страна, ставшая членом НАТО с 2004 года и ЕС с 2007 года, повторяя судьбу прибалтийских стран. Может показаться, что выбор вектора внешней политики — внутренне дело каждого государства, и Болгария имеет право ориентироваться не на Россию, а на Запад, откровенно враждебный по отношению к нам. Такое право она, конечно, имеет, но и Россия имеет право на историческую память. И когда мы говорим о единоверном, братском народе, когда слова подкрепляются делом и кровью наших солдат — мы имеем, думаю, право на то, что этот народ хотя бы не будет вести враждебную по отношению к нам политику. А если происходит обратное — мы, думаю, имеем право выразить свое недоумение по этому поводу. Пусть даже для этого приходится прибегать к таким не слишком приятным мерам, как напоминание о своих благодеяниях.

***

В связи с произошедшим некоторые эксперты выражали опасения, что якобы недальновидный поступок Предстоятеля Русской Православной Церкви непременно приведет к ухудшению российско-болгарских отношений. Действительно, вскоре определенные представители болгарской власти позволили себе ряд нелицеприятных и даже хамских комментариев в отношении Патриарха Кирилла, что, впрочем, вызвало возмущение уже в самой Болгарии. Однако буквально на днях США, Великобритания и еще более 20 стран объявили о беспрецедентной по своим масштабам высылке наших дипломатов. В основном, это страны ЕС, члены НАТО. Но среди них не оказалось той самой Болгарии, равно как Сербии и Греции. Нужно отметить, что Святейший Патриарх знает, кому, что и когда говорить.

[1] http://www.patriarchia.ru/db/text/5156688.html

Пискунов И. В.  (историк, аспирант ИФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике №38. апрель 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *