Пророк Самуил: последний Судья Израиля

2 сентября —день памяти святого

История Израильского народа, изложенная в Ветхом Завете, на множестве примеров показывает нам взаимоотношения Бога и человека. Вновь и вновь израильтяне — потомки Авраама, которым Бог заповедал хранить единобожие среди идолопоклонства, — отходили от своего Создателя и впадали в грехи. Бог в ответ наказывал людей, желая их образумить; они каялись, обретали избавление, но затем всё повторялось вновь. Такая смена греха и покаяния происходила постоянно в эпоху судей. Эта эпоха началась после того, как Моисей вывел евреев из Египта, а Иисус Навин завоевал обещанную Богом еще Аврааму землю. Хананейские народы остались жить рядом с евреями, и те перенимали от них языческие верования и обычаи. В наказание Бог попускал поражения и рабство у язычников, но после воздвигал судью — человека, который, действуя по воле Божией, освобождал евреев, брал власть в свои руки и творил суд, разрешая споры. Таким судьей был и пророк Самуил.

Особый промысел Божий отметил его еще до рождения — мать Самуила, Анна, долгое время была бесплодна и молилась перед скинией о даровании сына. Она дала обет, что, если ребенок родится, он будет посвящен Богу. Так и вышло. У Анны родился сын, и она назвала его Самуилом, что значило «услышанный Богом». Самуил воспитывался при ски-20 нии. Как-то раз, засыпая, он трижды услышал призывающий его голос. Мальчик подумал, что его зовет ночевавший рядом первосвященник Илий, но это был глас Бога. Самуилу было открыто, что Илий будет наказан, поскольку не держал в узде своих грешных сыновей. С тех пор Самуил стал пророчествовать, «и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся» (1 Цар. 3,19). Весь Израиль узнал о явлении нового пророка.

Наконец, пришло время сбыться пророчеству о гибели Илия. Между израильтянами и язычниками-филистимлянами произошла очередная война, и израильтяне потерпели поражение. Старейшины Израиля решили привести в лагерь Ковчег Завета, надеясь, что он спасет евреев от врагов. Но никакая святыня не спасает людей без их искреннего покаяния. Евреи вновь проиграли. Язычники захватили ковчег, а сыновья Илия были убиты. Услышав об этом, старый первосвященник упал и скончался.

Филистимляне, торжествуя, принесли Ковчег в храм своего бога Дагона. Но наутро они увидели, что идол разбит. Самих язычников поразила болезнь и нашествие мышей. Поняв, что Бог наказывает их, они вернули Ковчег евреям.

Тем не менее, двадцать лет Израиль прожил в рабстве. После этого, внимая проповеди Самуила, «удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт (языческих богов) и стали служить одному Господу» (1 Цар. 7,4). Только тогда они обрели свободу. Самуил же «был судьею Израиля во все дни жизни своей» (1 Цар. 7,15). Дом пророка был в городе Раме, где он поставил жертвенник Господу и судил приходивших к нему евреев.

Но эпохе Судей приближался конец. Самуила постигла та же беда, что и Илия: его собственные сыновья, которых он поставил судьями, также развратились. Видимо, евреи еще помнили, чем закончилась грешная жизнь сыновей Илия, и поэтому старейшины 21 предложили Самуилу вовсе отменить прежний порядок: «поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Цар. 8,5). Самуилу это не понравилось, но Бог велел ему исполнить требование: «не тебя они отвергли, но отвергли Меня» (1 Цар. 8,7). Установление монархии означало отказ от прямой власти Бога над избранным Им народом, когда Он вершил суд через избранных Им людей. Самуил предупреждал, что царь лишит евреев прежней свободы: «сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим… и дочерей ваших возьмет… и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет… и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам» (1 Цар. 8,11–18). Но даже такое предупреждение не отвратило евреев от стремления «быть, как прочие народы».

Бог указал Самуилу на молодого красавца Саула из колена Вениаминова, и пророк через возлияние елея поставил его царем над Израилем. Самуил объявил, что если народ и царь не будут «противиться повелениям Господа», то «будете и вы и царь ваш… ходить вслед Господа, Бога вашего» (1 Цар. 12,14). Таким образом, выполнение воли Божией было возможно и при новом порядке. Но Саул оказался трагической личностью. Его правление началось с побед над язычниками, но вскоре он возгордился и начал нарушать волю Бога, являемую через Самуила.

Пути царя и пророка разошлись. «Ныне отторг Господь царство Израильское от тебя, и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя» (1 Цар. 15,28) — сказал Самуил Саулу и удалился в Раму. Бог указал на юного Давида, сына Иессея, и Самуил помазал его на царство вместо Саула. Через какое-то время престарелый пророк и священник почил у себя в Раме, «и собрались все Израильтяне, и плакали по нем, и погребли его» (1 Цар. 25,1).

Уже после смерти Самуил оказался связан с таинственным и мрачным библейским эпизодом. Саул, готовясь к сражению с филистимлянами, отправился в селение Аэндор к волшебнице, желая вопросить ее об исходе битвы. Это было грехом, поскольку закон Божий запрещал заниматься волшебством, гаданием и вызывать души мертвых. Аэндорская волшебница по просьбе Саула совершила как раз последнее — вызвала дух Самуила. Этот дух сказал, что царство Саула перейдет Давиду, а сам он погибнет. Так и случилось. Это событие по-разному толкуется Святыми Отцами; одни из них — Иустин Философ, Иоанн Златоуст — считали, что в Аэндоре действительно явился дух Самуила. Другие, как, например, Григорий Нисский, полагали, что этот дух был демоном, выдававшим себя за пророка.

В 406 году христианской эры мощи пророка Самуила были перенесены из Палестины в Константинополь, а его могила — «Наби-Самуэль» — до сих пор находится рядом с Иерусалимом. Память пророка празднуется Православной Церковью 2 сентября (20 августа ст. ст.)

 

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *