Малоизвестный Храм Христа Спасителя

В сентябрьском номере журнала «Бронная слобода» мы рады представить нашим читателям новую колонку — «Актуальное интервью». Серию интересных встреч и бесед откроет интервью с Ольгой Ильиной, экскурсоводом Храма Христа Спасителя. Ежегодно столичный кафедральный собор посещают тысячи людей. Но едва ли половина из них знает о существовании музейных залов, расположенных в стилобатной части храмового комплекса. Поэтому сегодняшняя беседа пойдет с одной стороны о самом Храме Христа Спасителя, а с другой — о малоизвестной части храмового комплекса, музеях. Что такое музей истории Храма Христа Спасителя и Патриарший музей церковного искусства, какие экспонаты там представлены и самый главный вопрос, как туда попасть — обо всём этом и не только в нашей новой колонке «Актуальное интервью».

Здравствуйте, Ольга! Расскажите, пожалуйста, как произошло ваше первое знакомство с Храмом Христа Спасителя?

Здравствуйте! В первый раз я попала в этот храм в 8 лет вместе с бабушкой на Пасхальное богослужение. Это был 2001 год и храм недавно только открылся. С тех пор мы стали его посещать регулярно. Конечно, тогда я и представить себе не могла, что наступит такое время, когда я буду здесь работать. А история начала моей работы здесь следующая…

Я училась в Академии славянской культуры на последнем курсе бакалавриата на искусствоведа, и к нам на кафедру поступила информация о том, что в Храм Христа Спасителя нужны экскурсоводы. Мы с моей однокурсницей взяли телефон, по которому необходимо было связаться с организаторами, и позвонили.

Конечно, было очень страшно, а вдруг не возьмут. Собственно определенный опыт проведения подобных экскурсий уже был — мы тренировались проводить экскурсии в усадьбе в Свиблово и хорошо знали отца Кирилла Киселева, который служил в усадебном храме. Именно он нас и представил отцу Михаилу Рязанцеву, ключарю Храма Христа Спасителя. Затем последовали беседы, мастер-классы и сдача экзаменов, после чего нас взяли в штат и стали давать группы экскурсантов. Так, с февраля 2016 года я стала официально экскурсоводом кафедрального собора.

Вы учились на экскурсовода в светских учреждениях, вначале в Академии славянской культуры, затем, как я знаю, заканчивали магистратуру МГУ. В этих учебных заведениях предполагается обучение светской манере преподнесения информации, даже если она касается церковной сферы. Здесь же всё-таки вы выступаете как представитель Церкви. Скажите, есть ли специфика проведения экскурсий в храме? Приходилось ли перестраивать стиль изложения материала?

Конечно, здесь есть своя специфика. И, собственно, еще в бытность моего обучения в усадьбе в Свиблово мне уже тогда приходилось как-то перестраиваться. Ведь это не только усадьба, это целый комплекс архитектурных построек, среди которых есть и храм Святой Троицы. Я рассказывала не только об усадьбе, ее архитектуре, истории, о людях с ней связанных, но и о храме. А рассказ о любом храме подразумевает рассказ о его святынях. Необходимо было сделать акцент на том, что это не просто памятник архитектуры, не музей, а храм, то есть дом Божий. И здесь у экскурсантов рождается масса вопросов. Это нам кажется всё понятным, а людям невоцерковленным многое не понятно. Нужно включать в рассказ и саму подготовку своего повествования большой пласт церковных понятий. И для этого приходилось поднимать дополнительную литературу именно церковного и богословского характера. Здесь в Храме Христа Спасителя та же ситуация. Это не музей, а действующий храм. В этом, кстати говоря, наша отличительная черта от того же Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, например. Он все эти годы являлся музеем и там в задачу экскурсоводов входил лишь рассказ об истории собора и его архитектурно-композиционных особенностях. У нас же действующий храм, в котором регулярно совершаются богослужения. Поэтому, помимо исторической, наша задача заключается в знакомстве с храмовым пространством как таковым и попыткой помочь человеку войти в него. Разумеется, многое зависит от конкретного экскурсовода и его собственного христианского опыта. Но поскольку по специальности мы не богословы, то вопросы, связанные с конкретными аспектами веры стараемся переадресовывать дежурному священнику. Мало кто из нас возьмет на себя такое дерзновение.

Мне кажется это очень правильным. На самом деле часто на вопросы, казалось бы, простые, правильный ответ может дать только священник или катехизатор. Но, к сожалению, чаще всего мы не идем дальше свечного ящика или экскурсовода в храме. Но вернемся к храму и истории его воссоздания… В чем заключаются различия между исходным храмом и его копией?

Ну, в первую очередь стоит сказать о материалах, использованных при постройке и отсутствии электричества как такового в храме, построенным Тонном. Хотя главное отличие заключается в увеличении объема храма за счет появления стилобатной части. К мелким расхождением с оригиналом можно добавить также внешнее оформление храма — мраморные барельефы были заменены на бронзовые, и различия в колорите, так как на момент начала реставрации не весь архивный материал был изучен до конца. Так получилось, что экспертный совет вносил свою корректировку по ходу восстановительных работ. Отсюда расхождения в цвете в правом и левом рукаве креста, которые и сегодня можно увидеть невооруженным глазом. Поскольку не все росписи были в свое время сняты и зафиксированы, художникам-реставраторам порой приходилось самим подбирать композиционное и цветовое решения, как, например, житийные циклы.

Сохранились какие-то иконы из первоначального собора?

Да, есть несколько. Во-первых, это икона Спаса Нерукотворного кисти Сорокина. Ее, по преданию, вынес один из священников под рясой, после чего она долгие годы хранилась в его семье и была передана уже в восстановленный храм. Сейчас она находится в Нижнем храме. Вторая икона — Смоленский образ Божией Матери XVI века. Она поступила к нам в реставрационный отдел, распиленной на четыре части. Еще сохранились полотна Верещагина и фрагменты фрески Тайная Вечеря кисти Семирадского, а именно лики апостолов. Верещагина увидеть нельзя, так как полотна находятся в алтарной части, а вот творения Семирадского можно посмотреть в музее Храма Христа Спасителя.

фрагменты фрески Семирадского «Тайная Вечеря». Фото Дмитрия Игумнова

Я не в первый раз слышу от людей, посетивших это храмовый комплекс, о некоем диссонансе в композиционном решении Нижнего и Верхнего храмов. И действительно, когда мы входим в Нижний храм, то чувствуем дух патриархальной старой Москвы с ее уютными небольшими и низенькими храмами. Но потом мы поднимаемся по лестнице в Верхний храм — огромный и величественный, тяготеющий над тобой. Почему так получилось?

Дело в том, что в первоначальном соборе никакого Нижнего храма не было. Верхний храм является точной копией старого, поминального храма. Раньше на этом месте был Алексеевский холм, на котором, собственно, храм и стоял. Когда собор взорвали, решили срыть и этот холм. Так получилось, что фундамент предполагаемого Дворца Съездов начали закладывать намного ниже уровня, на котором был храм. Мы знаем, что с затеей постройки Дворца ничего не вышло, но фундамент к тому времени уже был залит. В итоге фундамент благополучно пережил бассейн и дожил до наших дней. Встал вопрос, что делать с фундаментом? Строить на нем храм нельзя, так как он значительно ниже уровня Волхонке, то есть первоначального уровня взорванного храма. Решение нашли быстро, разницу в уровнях решили устранить за счет постройки Нижнего храма и других храмовых помещений. В память о стоявшем когда-то на этом месте Алексеевском монастыре Нижнюю церковь освятили в честь Преображения Господня, по одной из церквей бывшей обители. За образец XVI–XVII века — период расцвета монастыря. Помимо Нижнего храма в стилобатной части появилась еще целая сеть служебных помещений.

Я слышала, что у вас в храме есть икона для слепоглухих?

В храме всем должно быть комфортно. И мы хотим дать возможность увидеть и услышать иконографию и молитвы. В 2016 году фонд поддержки слепоглухих «Соединение» и проект «Увидеть ИКОНУ» передал в наш собор образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками», выполненный в технике высокого рельефа. Слепые и слепоглухие воспринимают многообразие мира лишь через осязание предметов. От этого рождается трудность в понимании некоторых образов, например, как выглядит нимб над головой святого, что такое омофор Пресвятой Богородицы, как младенец-Иисус склонился к Божией Матери. А здесь ростовая икона выполнена так, что вся живописная иконография выполнена в объеме. Благодаря подобным иконам появляется возможность хотя бы отчасти уменьшить ограничения посещения церкви и восприятия неких абстрактных христианских образов людям с ограниченными возможностями — слепым и слепоглухим.

Мы сейчас с вами находимся в одном из залов Патриаршего музея церковного искусства. Многие верующие, даже те, кто бывает здесь на богослужениях, или вообще не знают о существовании этого музея, или слышали, но никогда здесь не были. Давайте немного познакомим их с этим великолепным музейном собранием.

Патриарший музей церковного искусства. Фото Дмитрия Игумнова

В Патриаршем музее церковного искусства представлены иконы и церковная утварь, которые были или подарены Святейшему Патриарху, или выкуплены у частных лиц, или найдены. Музейное собрание, охватывающее большой период с VI по начало XX века, демонстрирует многообразие христианской культуры разных стран, школ и направлений. Еще в 2003 году в ХХС была организована временная выставка икон, подаренных главе нашей Церкви. Конечно, экспонатов было намного меньше. Людям понравилось. И было принято решение сделать постоянную экспозицию. Поэтому первые шаги к созданию музея были предприняты еще при ныне покойном Святейшем Патриархе Алексии. На протяжении всех этих лет шел долгий и кропотливый отбор экспонатов. Официально музей открылся лишь в 2015 году.

Сейчас в музее представлены все экспонаты или это лишь часть большой коллекции?

Нет, конечно, музейное собрание намного больше, здесь представлена лишь малая доля. Как и во всех музеях большая часть хранится в запасниках.

С точки зрения профессионала, какие экспонаты в Патриаршем музее самые ценные? И планируется ли выпустить отдельный каталог о музейной коллекции Патриаршего музея?

Таблетки Миней. Фото Дмитрия Игумнова

У каждой иконы есть своя история, интересная и уникальная. Но бесспорно одними из самых ценных экспонатов являются египетский фаюмский портрет и палестинская мозаика VI в. Самыми ранними памятниками иконописи являются византийские иконы XIII века и русские XIV века — иконы Архангела Михаила и Архангела Гавриила. Есть также иконы с очень редкой иконографией: икона Млекопитательница, образ Христофора Псаглавца, св. Георгия с изображением двойного чуда, критские иконы с изображением ктитора и единственное сохранившиеся в России полное собрание таблеток Миней. Мы планируется его [каталог — Прим. ред.] выпустить, но пока работа над его составлением не окончена. Это будет большой сводный каталог наших экспонатов с подробным описанием.

Как происходит формирование штата?

Музей курирует отец Георгий Мартынов, он же и занимается формированием штата. Сейчас штат экскурсоводов насчитывает 4–5 человек.

Когда заходит речь о Храме Христа Спасителя, всегда возникает много вопросов, касающихся управления храмовым комплексом. Расскажите, что же всё-таки принадлежит Церкви, а что государству?

Храм и его помещения принадлежат городу, все святыни и утварь — Церкви. Мы имеем право проводить богослужения в Верхнем и Нижнем храме. Есть свой штат священнослужителей. Все парковки, залы, столовые — также принадлежат городу. Поэтому, чтобы провести, например, мероприятия в Зале Церковных соборов нужно его арендовать. Кроме того, есть еще «Фонд Храма Христа Спасителя». В соответствии с Уставом, этот Фонд является негосударственной, некоммерческой организацией, созданной для обеспечения воссоздания, эксплуатации, охраны, использования и сохранения для будущих поколений комплекса Храма Христа Спасителя. То есть изначально Фонд учреждался для сбора средств для строительства, а сейчас для поддержания. Проще говоря, правительство Москвы владеет землей и зданием, а управление всеми культурными и инженерно-техническими объектами храма лежит на Фонде. Это весьма сложно для понимания, где кончаются действия правительства Москвы, и начинается деятельность Фонда.

А Патриарший музей церковного искусства? Он принадлежит всё-таки Церкви?

Да, само музейное собрание патриарших подарков принадлежит Церкви, а помещение — есть собственность правительства, которое поддерживается силами Фонда.

Что ж, вернемся к музею. Я знаю, что самая главная претензия любого музея к Церкви звучит так: «у вас старинные иконы подвергаются разрушительным внешним воздействиям». Что Храм Христа Спасителя может на это ответить?

Древние иконы у нас есть и в самом храме и, конечно же, в музее. Конечно, соблюдение температурно-влажностного и светового режимов для нас в приоритете. Вы видите у нас влажно и значительно темно. Есть отдельные специалисты, которые следят за поддержанием оптимальных условий для сохранения культурного наследия. Да, вы не увидите в наших залах оборудование, машинки и привычные датчики. Это не значит, что у нас их нет, просто всё сделано так, чтобы это не бросалось в глаза.

Помимо Патриаршего музея церковного искусства в стилобатной части есть еще один музей — музей истории Храма Христа Спасителя.

Здесь вся наша история от первых проектов при императоре Александре I до его разрушения и воссоздания в 90-х годах XX века. Особый интерес представляют подлинные экспонаты. Это чудом уцелевшая после взрыва закладная доска храма Христа Спасителя 1839 года, фрагменты мемориальных плит с именами героев, часть ступеней первоначального храма, произведения монументального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. История разрушения представлена в виде длинной галереи фотографий, запечатлевших детальное уничтожение нашей святыни.

А теперь самый главный вопрос, как попасть к вам на экскурсию?

Необходимо написать прошение об организации экскурсии на имя ключаря и отправить на адрес электронной почты ХХС. Экскурсии наш храм проводит бесплатно. Это и Верхний и Нижний храм, оба музея и смотровая площадка. С экскурсиями, организованными Фондом, другая история — они платные. Именно их объявления можно встретить внизу на стендах. Можно посетить наши музеи и без экскурсий, но одиночное посещение так же организуется Фондом посредством покупки билета в их кассе.

Почему у вас нет рекламы около входа в храм?

Это связано с тем, что именно Фонд осуществляет просветительскую деятельность, поддерживает сохранность, то есть всё то, что требует денежных затрат. Это отчасти вопрос конкуренции. Мы проводим экскурсии лишь для групп, которые обратились конкретно к нам, написав прошение на имя ключаря храма.

Спасибо большое, Ольга! Надеюсь, наша сегодняшняя беседа помогла читателям найти ответы на некоторые вопросы, связанные с Храмом Христа Спасителя, и познакомила их с еще одним музеем.

Спасибо! Будем ждать вас к нам в гости!

С Ольгой Ильиной, экскурсоводом Храма Христа Спасителя, беседовала АВ. Пискунова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *