Православное единство под угрозой: Патриарх Варфоломей открыто провоцирует раскол

За прошедший месяц важнейшим событием в жизни Церкви, затмившим собой все остальные, стало обострение отношений с Константинопольским Патриархатом, которое произошло из-за безответственных и откровенно враждебных шагов Патриарха Константинопольского Варфоломея.

7 сентября, всего через неделю после встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Предстоятелем Константинопольской Православной Церкви, стало известно, что на Украину направлены «экзархи» Патриарха Варфоломея – по сути, его полномочные представители, основной задачей которых, по их собственному признанию, является подготовка почвы для «предоставления автокефалии», т.е. самостоятельности, некой «украинской церкви».

Проблема в том, что на Украине есть всего лишь одна каноническая Православная Церковь – Московского Патриархата, и возглавляет ее Блаженнейший митрополит Онуфрий. И как раз эта Церковь никакой автокефалии у Патриарха Варфоломея не просила – да и не могла просить, потому что по церковным канонам автокефалию может предоставить лишь Мать-Церковь, а в данном случае ей является не Константинопольская, а Русская Православная Церковь.

Зато на Украине есть две крупные неканонические «церкви»: т.н. «Киевского патриархата» во главе с самозванным «патриархом Филаретом», преданным анафеме, и «Украинская автокефальная», возглавляемая «митрополитом Макарием». По всей видимости, именно эти раскольники и станут тем материалом, из которого Константинопольский Патриархат собирается лепить свою «автокефальную украинскую церковь».

Трагизм ситуации заключается в том, что направление двух «экзархов» в епископском сане из одной Церкви (Константинопольской) на каноническую территорию другой, всеми признанной Украинской, является грубейшим нарушением канонов, а именно 2-го правила Второго Вселенского (Константинопольского) Собора: «Не будучи приглашенными, епископы да не переходят за пределы своей области».

Разумеется, Фанару (квартал в Стамбуле, где находится резиденция Константинопольского Патриарха) все эти нормы межправославных отношений прекрасно известны. Но вот уже почти сто лет умами Патриархов бывшего Константинополя владеет одна чрезвычайно опасная для вселенского православия идея – о главенстве Константинополя над всеми остальными Православными Церквами. В частности, отсюда вытекает и тот вывод, что определение границ других Церквей, дарование им автокефалии, а тем более уж направление своих «экзархов» на чужую каноническую территорию – неотъемлемое право Константинопольских Патриархов. Не вдаваясь подробно в изучение истории этого грубого экклезиологического мифотворчества, скажем лишь, что на практике оно означает зарождение новой, восточной версии папизма, – еретического учения, проповедь которого со стороны римских пап стала одной из важнейших причин разрыва Православного мира с Римом, окончательно оформившегося в 1054 г. Разумеется, Русская Церковь, на которой, как на крупнейшей из современных 5 Православных Церквей лежит особая ответственность, этого лжеучения признать никак не может. Поэтому засылка «экзархов» была воспринята в Русской Церкви со всей надлежащей серьезностью.

Историческая справка: почему для Киевской митрополии «Матерью» является Русская Православная Церковь

После разорения Киева татаро-монголами в 1240 г. Киевский митрополит Максим перенес свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме (1299 г.); в 1325 г. местопребыванием Киевских митрополитов стала Москва.

Последним греческим митрополитом из Константинополя, возглавлявшим Киевскую митрополию, был Исидор (1437—1441). Будучи представителем Русской Церкви на Ферраро-Флорентийском Соборе, он в 1439 г. подписал Унию, признававшую все католические новшества правомочными. Унии придерживались двор императора и Патриарх Константинопольский. Только на Константинопольском соборе 1484 года Уния была осуждена.

По приказу великого князя Василия II Тёмного принявший Унию митрополит Исидор был взят под стражу, русский народ воспринял известие о подписании Унии с негодованием, авторитет Константинополя как хранителя чистоты веры был подорван безвозвратно. Собор 1441 г. в Москве осудил митрополита Исидора и отверг Унию. Московский Собор 1448 г., созванный великим князем Василием, самостоятельно, без запроса в Константинополь с его униатским Патриархом, поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону с титулом «Митрополит Киевский и всея Руси».

15 декабря 1448 года Русская церковь с центром в Москве становится де-факто автокефальной.

В 1458 г., когда Киев и другие русские земли оказались захвачены польско-литовским государством, король Казимир IV под давлением римского папы поставил во главе русских епархий униатского митрополита Григория. Тот в 1470 г. оставил униатство и был принят в общение Константинопольским Патриархом. С тех пор киевская митрополия была частью Константинопольского Патриархата – по причинам, как это хорошо видно, чисто политическим.

Переподчинение киевской митрополии Русской Церкви произошло в ноябре 1685 г.: в 1686 г. Константинопольский Патриарх Дионисий с согласия других Восточных Патриархов, утвердил постановление митрополита Гедеона Четвертинского во главе Киевской митрополии, присоединённой к Московскому Патриархату.

Киевская кафедра была признана первенствующей в России. Вскоре, в 1688 г., киевский митрополит потерял титул митрополита «всея Руси». В синодальный период Киевские митрополиты потеряли свой статус и престиж, превратившись в рядовых епархиальных архиереев с сохранением митрополичьего титула.

Таким образом, в 1685 г. Киевская митрополия на твердых канонических основаниях стала частью Русской Православной Церкви и является ей по сей день .

14 сентября 2018 г., в день, когда стало известно о прибытии «экзархов», было созвано особое, внеочередное заседание Священного Синода Русской Церкви, на котором были приняты следующие решения:

«1. Приостановить молитвенное поминовение Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением.

2. Приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата.

3. Приостановить участие Русской Православной Церкви во всех Епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского Патриархата.

4.Принять заявление Священного Синода в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата в Украине».

Для простых мирян эти меры не означают запрета на участие в Таинствах, совершаемых в церквах Константипольского Патриархата, которые, к слову, раскиданы по всему миру, от Прибалтики до США. Само это приостановление поминовения и сослужения является временной мерой, и может быть как отменено в случае возвращения межцерковных отношений к каноническим нормам, так и углублено вплоть до полного разрыва евхаристического общения на всех уровнях, что, вероятнее всего, произойдет, если Патриарх Варфоломей продолжит упорствовать в своих попытках создания церковных структур там, где ему этого делать не позволено.

25 сентября 2018 г. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, самоуправляемая, автономная и обладающая широчайшими полномочиями, созвала собственный Священный Синод, который подтвердил решения Синода Русской Православной Церкви в отношении прекращения сослужения с иерархами Константинопольского Патриархата, а также постановил, что его «экзархи» архиепископ Памфилийский Даниил и епископ Эдмонтонский Иларион должны покинуть каноническую территорию Украинской Православной Церкви.

Кроме того, направление «экзархов» было признано «грубым вмешательством во внутренние дела Украинской Православной Церкви и нарушением ее канонической территории», а их действия – «антиканоническими и нарушающими межконфессиональный мир в Украине». Патриарху Варфоломею был адресован призыв Священного Синода Украинской Православной Церкви «прекратить вмешательство» в ее внутренние дела.

На настоящий момент Константинопольский Патриархат не проявил никаких признаков сожаления о своем решении. Напротив, Патриарх Варфоломей подтвердил свои намерения, заявив, что «настал черед Украины получить статус автокефалии», который предоставит ей именно он «несмотря на реакцию».

Таким образом, с сожалением приходится констатировать, что самый неблагоприятный прогноз – создание «автокефалии» и неизбежный в такой ситуации разрыв – становится весьма вероятен. Однако одно дело – политические игры и планы политизированных деятелей, и другое – Промысл Божий, который действует совершенно независимо от людских страстей, и подчас – довольно неожиданно для нас. Поэтому мы лишь можем усилить свои молитвы о единстве Православия и о прекращении междуусобной брани на земле братской Украины, и Господь, если на то будет Его воля, исполнит наши просьбы.

 

Редакция журнала «Бронная слобода»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *