Афон – дело тонкое…

Вид на Свято — Пантелеимонов монастырь. Фото Сергея Карпова

Наверное, только ленивые не успели обсудить печальную ситуацию, сложившуюся между Русской и Константинопольскими Православными Церквями. Пересказывать историю противоречий не имеет смысла. Скажем лишь, что 15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русская Православная Церковь приняла решение прервать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Подобное постановление стало ответом на «антиканонические действия Константинопольского Патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию Русской Православной Церкви» . Как разъяснил пресс-секретарь Святейшего Патриарха Кирилла священник Александра Волкова, «Для верующих нашей Церкви означает, что отныне и впредь до изменения позиции Константинополя и, соответственно, пересмотра своей позиции Русской Церковью, они не смогут участвовать в богослужениях, причащаться, молиться в храмах Константинопольского Патриархата, принимать участие в других таинствах».

И вроде все ясно…Но как же Афон? 

Положение Святой Горы Афон с точки зрения церковного права не такое уж прозрачное. С одной стороны полуостров – неотъемлемая часть Греции, а с другой – в системе административных районов Греции имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы». А между тем главное в вопросе о причащении на Афоне – духовный аспект. Так вот, все 20 православных афонских монастырей находятся в юрисдикции Вселенского (Константинопольского) Патриархата. Да, пусть они не признали, в отличие от Константинополя, Григорианский календарь, пусть они неоднократно высказывались неодобрительно против политики Константинополя. И тем не менее они подчиняются Константинопольскому Патриарху (Кроме братии монастыря Эсфигмен, впавшей в раскол). А как же быть с русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне? Ведь он же «русский». Употребление этого термина по факту оказывается весьма условным, так как правящим архиереем Свято-Пантелеимонова монастыря является также Патриарх Варфоломей. Как сказал в своем интервью иеродиакон Философ, второй эпитроп (заместитель игумена) русского афонского Свято-Пантелеимонова монастыря:

«Что же касается отношения русского Свято-Пантелеимонова монастыря к России, то почти вся братия является выходцами из России, Украины, Белоруссии, Молдавии. Почти все мы до прихода на Афон были прихожанами или клириками в Русской Православной Церкви. И конечно же, все мы считаем Русскую Церковь своей alma mater. Мы не должны забывать, откуда мы вышли»


 

 

подвижник конца XX века иеромонах Серафим (Роуз) считал, что Афон должен быть у вас в сердце

 

 


Пролистывая страницы истории монастыря понимаешь, насколько он условно теперь «русский». Да, действительно, в 1169 году поселение монахов русского происхождения на Святой горе было официально признано в качестве отдельного монастыря. Чуть позже в период монголо-татарского нашествия большинство насельников в нем были уже греки и сербы, а в XVII веке монастырь и вовсе почти опустел. Именно тогда Кинот (Священный Собор Афона) принял решение отдать монастырь грекам. Ситуация изменилась лишь к XIX веку, когда стены обители вновь наполнились русской братией, а из России стали активнее поступать пожертвования. С конца XIX века и вплоть до начала Первой мировой войны Свято-Пантелеимоновский монастырь находился под фактическим контролем Российской Православной Церкви, после чего опять вернулся под контроль Константинопольской Православной Церкви в связи с острой ситуаций в революционной России. Примерно тогда же вышло греческое распоряжение, что все насельники этой обители должны получать греческий паспорт. И здесь очень важна именно фраза иеродиакона Философа, что «до прихода на Афон были прихожанами или клириками в Русской Православной Церкви». В момент вступления в любой из монастырей Святой горы монах автоматически переходит под покров Константинопольской Церкви. Поэтому монастырь пусть даже с подавляющим количеством русских по происхождению монахов все равно признает над собой духовное окормление ныне Патриарха Варфоломея. А что остается теперь верующим? Всем известно, что Святая Гора давно стала чуть ли не обязательным местом посещения. Нисколько не умаляя значения этого святого места, приходится признать наличие некоего заблуждения, что лишь на Афоне и нигде больше можно подкрепить и восстановить духовные силы, что здесь «сконцентрирована благодать» и каждый, побывавший здесь, получает какие-то особенные благодатные дары. Тогда получается, что духовные силы необходимо подкреплять только мужчинам, ведь известно, что «женщинам на Афон ходу нет»… Есть над чем задуматься: не посещают ли и нас подобные экзальтированные взгляды на паломничество и его место в нашей духовной жизни?

Свято — Пантелеимонов монастырь. Фото Сергея Карпова

А завершить статью хотелось бы на радостной ноте, вселив надежду всем нуждающимся в подкреплении духовных сил, но не имеющим возможности посетить далекие святые места. В конце октября председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Романович Легойда в одном из своих интервью высказал очень здравую и полезную для всех верующих позицию:

«Что касается посещения Святой Горы, то это выбор человека. Я знаю, как многие любят Афон. Но почему бы нам не вспомнить слова любимого русского святого, преподобного Серафима Саровского, который говорил: здесь мне и Киев, и Афон, и Святая Земля. Живший в Америке православный подвижник конца ХХ века иеромонах Серафим (Роуз) считал, что Афон должен быть у вас в сердце. Эта фраза учит правильному отношению. А второй момент: самая большая проблема — это судьба миллионов верующих людей на Украине. Вот что является предметом нашей первоочередной заботы и боли, а не возможность или невозможность паломничества»

 

Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ, молодежный работник храма)

Фото Сергея Карпова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *