Как преподобный Савва усмирил медведя и Евгения Богарне

16 декабря — день памяти святого

Сегодня Звенигород — маленький тихий городок в Московской области, а когда-то, в XIV–XV веках, он был столицей Звенигородского княжества. С тех времен сохранилась церковь Успения на Городке — белокаменный храм, стоящий на окраине города, среди деревянных домов. Раньше здесь была крепость, обнесенная до сих пор видимыми валами. Зайдя в храм, мы увидим древние фрески, написанные знаменитыми Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным. Вот на одной из них, рядом с алтарем — двое в монашеской одежде, старец и юноша в короне. Это святые Варлаам и царевич Иоасаф. И этот образ отеческой любви и сыновьей преданности отсылает нас к двум деятелям звенигородской истории — князю Юрию Дмитриевичу и преподобному Савве Сторожевскому.

Неизвестно ни происхождение, ни мирское имя Саввы. Житие начинает рассказ с того, что он был учеником прп. Сергия Радонежского и пребывал в Троицкой лавре. После кончины Сергия в 1392 году игуменом в Лавре стал прп. Никон, а после него — Савва. Он же стал духовным отцом вдовы князя Димитрия Донского — Евдокии и их третьего сына — Юрия Дмитриевича Звенигородского, о котором мы уже упомянули.

 

Фото Дмитрия Игумнова

По просьбе князя Юрия Савва переселился к Звенигороду на место называемое Сторожи, где основал монастырь в честь Рождества Богородицы. Перед началом строительства преподобный припал к честной иконе Пресвятой Богородицы, которую неотступно носил с собой, и попросил Ее небесных молитв перед престолом Божиим: «Владычице мира, Пресвятая Богородице! На Тебя возлагаю надежду спасения моего. Не отрини меня, убогого раба Твоего, ибо Ты знаешь немощь души моей. И ныне, Владычице, призри на место сие и сохрани его безопасным от врагов. Буди мне наставницей и окормительницей моей до самого конца жизни моей, ибо иной надежды, кроме Тебя, я не имею». Так начиналось строительство одного из наиболее почитаемых святых мест на Руси… Как повествует Житие, к Савве «многие стекались из городов и стран, рассуждая, что полезнее быть с ним и учиться добродетели. Чадолюбивый же отец всех с любовью принимал и отечески соблюдал, и всегда полезными учениями наставлял». Предание также сохранило память о том, что он сам являлся образцом служения ближним и постоянного бодрствования ума, нося ежедневно на своих уже престарелых плечах воду на крутую гору к монастырю.

В 1395 году князь Юрий предпринял поход на государство Волжскую Булгарию — часть монголо-татарской Золотой Орды. Помолившись, преподобный Савва благословил князя и предсказал ему победу над врагом: «Иди, благоверный княже, и Господь будет с тобою, помогая тебе. Врагов своих ты одолеешь и благодатью Божией здоровым возвратишься в свое отечество». Вряд ли можно рассматривать этот поход как агрессию — в то время русские княжества постоянно испытывали на себе насилие с татарской стороны. За 13 лет до этого хан Тохтамыш захватил, разграбил и сжег Москву, а незадолго до похода Юрия татары приходили в Нижний Новгород.


Великого молитвенника обрел я в тебе и крепкого помощника в бранях, ибо ясно вижу, что лишь твоими молитвами я победил врагов своих

 

 

 


Поход оказался действительно удачным. Вернувшись, князь сразу же поспешил к своему духовному отцу, припадая к нему со словами: «Великого молитвенника обрел я в тебе и крепкого помощника в бранях, ибо ясно вижу, что лишь твоими молитвами я победил врагов своих». Сразу после похода в Звенигороде началось большое каменное строительство — воздвигаются каменный собор в Сторожевском монастыре и та самая церковь на Городке. Возможно, Савва благословил прп. Андрея Рублёва, расписывавшего этот храм, на создание прекрасных икон так называемого Звенигородского чина и знаменитого образа Святой Троицы.

Мы уже упомянули о сохранившихся в церкви фресках. Они посвящены теме монашеского подвига — на одной из них написан ангел, вручающий монашеский устав прп. Пахомию Великому, на второй — преподобные Варлаам с Иоасафом. Эти последние два святых, жившие в Индии в первых веках христианства, являют идеал духовного наставничества. И, скорее всего, фреска несла явный намек на отношение князя Юрия к своему духовнику — прп. Савве.

Так, изо дня в день совершенствуясь в духовной жизни, преподобный достиг, наконец, глубокой старости. Савва почил в декабре 1407 года. Почти сразу после кончины он стал почитаться в Звенигороде, а на церковном соборе 1547 года его прославили для общероссийского почитания.

Известны две чудесные истории, связанные с посмертными явлениями прп. Саввы. Однажды русский царь Алексей Михайлович, правивший во второй половине XVII века, был на охоте, и на него из леса вышел медведь. Царь уже считал себя погибшим, как вдруг рядом появился старец-монах и прогнал зверя. На вопрос о своем имени монах ответил, что его зовут Савва и он из Сторожевского монастыря. Придя в обитель, царь узнал, что в ней нет инока с таким именем, а взглянув на образ Саввы, понял, что его спас сам преподобный. После этого, в 1652 году, произошло обретение мощей святого.

Прошло более полутора столетий. В 1812 году армия Наполеона вторглась в Россию. Командиром одного из ее корпусов был Евгений де Богарне — пасынок французского императора. Придя в Звенигород, Богарне и его отряд расположились в Саввином монастыре. Едва генерал уснул, как увидел рядом с собой старца в монашеской одежде, который сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Командир прислушался к видению, не допустил разграбления обители, а после сам, как некогда русский царь, узнал на иконе образ явившегося старца.

Пророчество сбылось: несмотря на катастрофическое бегство французской армии из России, Евгений остался цел и невредим. Почитание святого Саввы пришло и во Францию, где под Парижем появилась освященная в честь него часовня. Кроме того, сбылось и второе пророчество, что его «потомство еще послужит России». В 1837 году в Россию приехал сын Евгения Богарне — Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. К изумлению французской и русской свиты Максимилиан захотел посетить далекую Саввино-Сторожевскую обитель. Там он поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему отцу. В1839 году Максимилиан женился на Великой Княжне Марии Николаевне, дочери Николая I. Молодожены остались в России, родив в браке семерых детей. Все дети были крещены православным чином. Потомки Евгения Богарне действительно успели послужить России, внеся существенный вклад в развитие Академии художеств, геологии и минералогии. Многие из рода Богарне стали военными, служа до последнего своей стране.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре. Фото Дмитрия Игумнова

Сейчас мощи прп. Саввы покоятся в Рождественско-Богородицком соборе его монастыря. Если пройти от обители по лесной дорожке, выйдешь к скиту, что устроил святой для молитвенного уединения. До сих пор в скиту сохранились ископанная Саввой пещера и вырытый им источник, у которого устроена купальня. Память святого празднуется Церковью в день его успения — 16 (3 ст. ст.) декабря, в день обретения мощей — 1 февраля (19 января ст. ст.), и в день второго обретения мощей и нового принесения их в обитель в 1998 году — 23 (10 ст. ст.) августа.

 

Игумнова Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Фото Игумнова Д. А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *