25 декабря или 7 января: почему православные разделились?

Фото Марии Березы

Каждый год с приближением 25 декабря и 7 января мы снова и снова сталкиваемся с извечным спором католиков и православных насчет празднования Рождества. Правда, в последнее время всё больше можно найти статей с общим смыслом «не только католики!». Да, именно с восклицательным знаком, называя этот аргумент «сокрушительным».

Действительно, 10 из 15 Поместных Церквей с недавнего времени празднуют Рождество Христово 25 декабря. 10 из 15 — несопоставимая разница, на первый взгляд действительно сокрушительная. Но так ли всё просто? Давайте разбираться по порядку. Православная Церковь имеет над собой лишь одну главу — Господа. В юридических, духовных и бытовых вопросах Православная Церковь не просто не имеет единой главы, а фактически разделена на ряд Поместных Церквей. Под Православной Церковью подразумевают сообщество Поместных Церквей, автокефальных и автономных, полагающих себя Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью, основатель и глава которой — Иисус Христос. Каждая из Церквей весьма самостоятельна и относительно независима друг от друга. Какие же это Церкви?

Как уже говорилось, Поместных Церквей всего 15: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, а также Православная Церковь в Америке. Автокефальный статус последней признан Русской, Болгарской, Грузинской, Польской и Чехословацкой Церквями, остальными Церквями Православная Церковь в Америке рассматривается как часть Русской Православной Церкви. Так же еще есть автономные Церкви в составе других Церквей, но их мы будем учитывать лишь при общем подсчете верующих, так как в вопросе о дате празднования Рождества Христова они естественно солидарны с главенствующими над ними Церквями. Исключение составляет лишь Афон, придерживающийся в этом отношении своей, отличной от Константинополя, позиции.

Итак, в ночь с 24 на 25 декабря Рождество празднуют Константинопольская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Александрийская, Антиохийская, Албанская Православные Церкви, а также Православная Церковь Чешских земель и Словакии и Православная Церковь в Америке. Оставшиеся Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская Православные Церкви встречают Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января. К этим 5 можно добавить также храмы Горы Афон.

10 Поместных Церквей это много?

То, что 10 больше 5 — всем очевидно. Но! Количество самих Церквей ничего нам не говорит о числе верующих. Поэтому давайте считать вместе! На сегодняшний день в мире насчитывается около 250 млн православных верующих. Начнем с тех Православных Поместных Церквей, которые празднуют Рождество Христово 25 декабря.


 

 

Подавляющее большинство верующих встречают рождение Спасителя в ночь с 6 на 7 января.

 


Элладская Церковь насчитывает 9 млн верующих, Константинопольская — почти 5 млн, Румынская Православная Церковь, не удивляйтесь, но она самая многочисленная, насчитывает почти 19 млн православных, в Болгарской их около 8 млн, Антиохийская — 2 млн, Кипрская — 4,5 тыс., Албанская Церковь и Православная Церковь Чешских земель и Словакии вместе насчитывают примерно 1 млн верующих, Александрийская — 6,8 млн и Православная Церковь в Америке — 1 млн православных. Вместе эти Церкви составляют около 52,8 млн верующих, придерживающихся новоюлианского календаря.

На другой чаше весов находится Русская Православная Церковь с ее более 150 млн верующих, Сербская Православная Церковь, где верующих около 10 млн, Грузинская — 3,5 млн, Польская — около 700 тыс., Иерусалимская — 130 тыс. православных, и, конечно, Афон с 2,5 тысячами. В итоге получается около 164,5 млн православных, придерживающихся старого стиля.

Таким образом, 25 декабря Рождество Христово отмечают примерно 35% от общего числа верующих. Тогда как подавляющее большинство верующих встречают рождение Спасителя в ночь с 6 на 7 января.

Кто виноват?

Чтобы понять, почему так вышло, надо отправиться в первую четверть XX века и познакомиться поближе с деятельностью митрополита Мелетия (Метаксакиса). Эта личность сейчас редко вспоминается, а если и упоминается в разговоре, то явно с отрицательным оттенком. Митрополит Мелетий за свою жизнь успел побывать Предстоятелем целых трех Автокефальных Церквей, пытаясь провести целый пласт реформ с целью изменить основы православной экклесиологии. Наделав много шуму в Элладской Православной Церкви и настроив против себя большинство Синода своими модернистскими взглядами и частыми контактами с представителями западных Церквей, Метаксакис был низвергнут с Элладской кафедры. Каково же было всеобщее удивление и возмущение, когда через год он стал Константинопольским Патриархом.

Именно при нем был созван так называемый «Всеправославный конгресс», на котором и было принято решение об изменении календаря Православной Церкви. Фактически, конечно, собор не был всеправославным, так как на нем присутствовали, помимо Мелетия, представители только трех Поместных Церквей: Греции, Румынии и Сербии. Остальные Церкви решили не участвовать в столь сомнительном собрании. Как Вселенский патриарх Мелетий председательствовал на заседаниях этого собрания, а его правой рукой стал англиканский епископ Чарлс Гор, приглашенный лично Мелетием. Собравшиеся не просто решили изменить календарь, они нарушили постановления Великих Соборов 1583, 1587 и 1593 годов. Это решение по праву можно считать одним из самый трагических событий в жизни Церкви в XX веке. Этот собор рассматривал не один противоречащий канонам вопрос, а целый ряд: вопрос о дате празднования Пасхи, возможность вступать в брак после рукоположения и т. п. К счастью для Церкви, Метаксакис был недолго патриархом, вскоре он был с позором извергнут и выдворен с территории Стамбула.

Фраза «они служат по григорианскому календарю!» — ошибка!!!

Конечно, официально «новостильники» не принимали григорианский календарь. Официально стиль, принятый на соборе, называется новоюлианским. Дело в том, что разница между новоюлианским и григорианским календарями обычному человеку, не занимающимуся астрономическими подсчетами, не видна. Новоюлианский календарь является модификацией юлианского, однако до 28 февраля 2800 года будет полностью совпадать с григорианским. Отсюда и видимое сходство с григорианским. Автором новоюлианского календаря стал сербский астроном и математик, профессор Белградского университета Милутин Миланкович. Тем не менее сходство с григорианским календарем была всем очевидна, сама суть двух реформ были сходна, ведь кто сказал, что наш мир встретит этот 2800 год. Именно поэтому исчисление Пасхалии всеми Поместными Церквями решили оставить исходя из юлианского календаря. После собора 1923 года новоюлианский стиль, несмотря на многочисленные возгласы мирян и духовенства, стал постепенно вводиться в вышеупомянутых Поместных Церквях. Более православный мир не был един.

Поместные Церкви на страже традиции

XX век стал тяжелым испытанием и одновременно закалкой для Русской Православной Церкви. Под давлением властей чуть был не введен новоюлианский стиль, но благодаря сплоченности мирян и духовенства трагедии удалось избежать. Сохранение старых церковных календарных традиций в советские годы в некотором роде стало актом исповедания веры. О значимости этой традиции и ее глубинных смыслах говорит и небывалый в истории прецедент, случившийся в 2014 году. Польская Православная Церковь отменила решение 1924 года о введении «нового стиля». Подумайте только, Церковь, абсолютно интегрированная в общественно-политическую жизнь Европы, живущая европейскими традициями, сделала разворот и вернулась к старому. Так вместе с Русской (здесь подразумевается и подчиненная ей Украинская и Белорусская Церкви), Грузинской, Сербской и Иерусалимской Поместными Церквями за сохранение старого стиля, а значит, и уважение к святым отцам Соборов, сохранение традиции и фактически всего богослужебного устава, встала молодая, но верная Польская Православная Церковь.


 

Всякая попытка «исправить» или заменить нашу Пасхалию должна рассматриваться как попытка изъять из сокровищницы церковной одну из великих ее ценностей.

 


Аргументы в пользу юлианского календаря сводятся к двум моментам.

· юлианский календарь освящен многовековым использованием в Церкви и постановлениями Святых Соборов, а веских причин отказываться от него — нет.

· при переходе на «новый стиль» с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) возникает множество несообразностей, неизбежны нарушения богослужебного Устава.

Но это лишь видимая сторона вопроса. Выражаясь словами из одного справочника, невозможно научно аргументировать духовную ценность и преимущества старого стиля перед новыми, как «недоказуемо преимущество богослужебного церковно-славянского языка перед русским или икон преп. Андрея Рублева перед живописью Рафаэля». Это на уровне сердца и трепета перед Святой Церковью. Мы лишь можем вспомнить слова архиепископа Иннокентия Пекинского: «Всякая попытка «исправить» или заменить нашу Пасхалию должна рассматриваться как попытка изъять из сокровищницы церковной одну из великих ее ценностей, которою она по справедливости может хвалиться даже перед учеными нашего времени».

Пискунова А. В. (историк, аспирант ИФ МГУ, молодежный работник храма)

Фото Березы М.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *