Покров – день поражения или торжество победы?

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – один из самых любимых народом праздников на Руси. Казалось бы, этот праздник должен быть столь же почитаем и в других Церквях, однако мы с Вами не найдем его ни в одном церковном календаре другой Поместной Православной Церкви. Но удивительнее всего то, что события, ставшие причиной установления этого праздника, столь любимого русским народом, можно назвать довольно печальной страницей в нашей истории.

В современном Константинополе уже почти ничто не напоминает о событиях тысячелетней давности, связанных с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, и лишь древние патерики хранят еще сказания о былом чуде. А было все вот как. Когда в 860 году русичи подошли на кораблях и осадили Константинополь, патриарх Фотий вынес ризу Святой Богородицы, смочил в море ее полу, и тут «… внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

С точки зрения простой человеческой логики это событие стало днем торжества греков и нашего посрамления. Получается, что, вроде как, мы вскоре будем праздновать наше поражение от греков. Но действительно ли мы вспоминаем именно наше поражение, а не победу Креста Господня над языческой тьмой? Является ли для нас первичным национальное, а вторичным – религиозное? И поражение ли для нас это событие? Наши предки однозначно ответили на этот вопрос, установив почитание праздника Покрова Пресвятой Богородицы, праздника победы православных византийцев над язычниками-русами еще в то время, когда эта история не казалась еще столь уж далеким прошлым.

Сегодня Русская Православная Церковь, а вместе с ней и весь православный русский народ, отмечает чудо, которое некогда привело к военному поражению наших предков, но ныне воспринимается как праздник заступничества Божией Матери за всех призывающих Ее честное имя православных христиан, независимо от их рода-племени. Удивительное и редкостное явление для человеческого природы, забыв о собственной стране и ее истории, забыв стыд и срам поражения, искренне и бескорыстно радоваться чужой победе. Но чужой ли все-таки? Да, с национальной точки зрения – чужой, но с позиции верующего – нашей.

Русский народ тогда в далеком прошлом оказался намного смиреннее и одухотвореннее, чем можно было бы подумать о «темных» и нетолерантных временах. Наши предки поставили истинную веру превыше политических интересов, когда между преданием забвению военного поражения и восхвалением силы заступничества Божией Матери – безоговорочно выбрали второе.

Показательно, что мы не перенимали этот праздник от нашей Константинопольской матери-матери. Византийская Церковь никогда не праздновала это событие, в ее церковном календаре этот день не отмечен. Возможно, этот чудесный случай был не редкостью для греков, на протяжении многих десятилетий фактически единственной православной страной. В Русской Церкви это празднование было установлено осознанно, обособленно от всего остального православного мира.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен великим князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого, в 1164 году. Зачем? На этот вопрос лучше всего может ответить лишь сам великий князь, которые мы находим в «Слове об установлении праздника Покрова» пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». В этот день Святая Церковь на протяжении многих веков вспоминает те события, но в песнопениях мы слышим уже не о поражении: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал олицетворением победы над врагами по заступничеству Девы Марии даже тогда, когда, казалось бы, поражения уже не миновать. Поэтому и храмы Покрова Пресвятой Богородицы, построенные на Руси, часто возводились в честь военный победы. Два самых красивых храма, Покрова на Нерли и Покровский собор (в народе известный как храм Василия Блаженного), также были построены в память чудесно одержанной победы над врагами.

Праздник Покрова Пресвятой богородицы отмечается Русской Православной Церковью 14 октября (1 октября по старому стилю)

Пискунов И. В.. (историк, аспирант ИФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике № 32. октябрь 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *