Пассия — неизвестная служба Великого поста

Великий пост вводит в нашу жизнь прекрасные и уникальные для повседневной жизнь великопостные молитвы и службы. Каждая из них не только красива по своему составу, но и является важным звеном в подготовке человека к встрече Воскресения Христова. К сожалению, несмотря на обилие специальной литературы и доступность интернета, некоторые великопостные богослужения и отдельные молитвы до сих пор остаются малоизвестными или, боле того, режущими слух. Одним из таких великопостных богослужений можно считать пассию. Что такое «пассия», какое место она занимает во всем великопостном богослужебном ряду — обо всём этом расскажем сегодня в этой колонке.

Почему именно «пассия»?

Само слово «пассия» переводится с латыни как «страдание» (по-церковнославянски — «страсть»). Этим словом называется целый цикл богослужений, совершаемых Великим постом в Православной Церкви. Пассия или точнее пассии обязаны своим названием тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских отрывков о Страстях Христовых и акафиста Страстям Господним или Кресту. Латинское название службы наталкивает на мысль, а не католическое ли это? Справедливости ради, надо отметить некую правоту подобных мыслей. Действительно, идея пассий уходят своими корнями на Запад, где в древности они представляли собой чтение евангельских отрывков о страданиях Господа, сопровождавшееся костюмированными и драматическими хоровыми постановками: слова Иисуса Христа исполнял один священник, слова первосвященника — другой, а текст о событиях обычно пел хор (достаточно вспомнить знаменитые произведения Иоганна Себастьяна Баха «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею»).

Пассии в Русской Православной Церкви

Пассия, как особая великопостная служба, появилась на Руси в середине XVII века, тем самым став одной из самых поздних (по времени возникновения православных богослужений). Ее чин был составлен митрополитом Киевским Петром (Могилой). Однако несмотря на признанный авторитет этот церковного деятеля и его ревностность православному вероучению, пассия, как некоторый отголосок влияния западной культуры, долго не могла прижиться. Но как уже говорилось, противники пассии были правы лишь частично. Да, пассия как идея особо выделить и передать верующим значения Страстей Господних действительно была воспринята с Запада. Но на этом сходство заканчивалось: одну и ту же идею Запад и Русская Православная Церковь по-разному развили, сделав свои акценты. Давайте вспомним, западная традиция исполнения пассии была похожа на театрализованное, часто костюмированное, представление, во время которого священники и хор, по сути, участвовали в ролевой игре, примеряя на себя библейские образы.

А что же создал тогда митрополит Петр (Могила)? Театрализованному костюмированному действию он противопоставил настоящее богослужение и духовно-нравственное сосредоточение каждого верующего. У нас это уже не духовная драма, оратория или маскарад, а настоящее богослужебное последование. Не театрализованное представление, видоизмененное на русской почве, а совершенно иное решение сущности пассий — подготовить верующих к Страстной седмице и через нее к Светлому Христову Воскресению. Мы здесь не найдем ни одной католической молитвы, ни одного сугубо католического песнопения, всё взято из Постной триоди и службы Великой Пятницы.

С конца XIX века пассии получают широкое распространение и в других епархиях Русской Православной Церкви, а к концу XX века можно уже говорить практически о повсеместном совершении пассий в Великий пост. Сегодня, особенно в Москве, пассии совершаются в подавляющем большинстве храмов, хотя, как и раньше, пассии носят рекомендательных характер.

Когда совершаются пассии?

Раньше пассии приурочивались к первым четырем пятницам Великого поста. Однако со временем возник и другой обычай — совершение пассии не в пятницу, а вечером в воскресный день. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространился именно последний обычай — совершать пассии в вечер четырех воскресных дней Великого поста. Как правило, первая пассия служится во 2-ю Неделю — Неделю свт. Григория Паламы (исключение здесь составляет случаи, если на следующий день, в понедельник, празднуется Благовещение, Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников или же храмовый праздник).

Что из себя представляет пассия?

Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные (спасительные для нас) страдания Господа нашего Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования соответствующего содержания. Четыре евангелиста, четыре Евангелия и четыре повествования. На каждой пассии звучит Благовествование только одного евангелиста: на первой — Евангелие от Матфея (26 и 27 главы), на второй — от Марка (14 и 15 главы), на третьей — от Луки (22 и 23 главы) и на четвертой — от Иоанна (18 и 19 главы). Во время чтения Евангелия, по традиции, верующие в храме стоят с зажженными свечами.

Пассия — это еще и собрание прекрасных песнопений, многие из которых взяты из богослужения Великой Пятницы, как например: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» и «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…».

Помимо песнопений Великой Пятницы и евангельских отрывков мы слышим акафист Божественным Страстям Христовым, 4-й икос которого звучит:

«Слыша Пилат кроткия Твоя глаголы, аки достойнаго смерти предаде Тя на пропятие, аще и сам свидетельствоваше, яко ни единыя вины обрете в Тебе: руце убо свои умы, но сердце оскверни; мы же, чудящеся тайне вольнаго страдания Твоего, со умилением зовем:

Иисусе, Сыне Божий и Сыне Девы, от сынов беззакония умученный; Иисусе, поруганный и обнаженный, даяй лепоту крином сельным и одеваяй небо облаки. Иисусе, насыщенный ранами, пятию хлебы пять тысящ насытивый; Иисусе, Царю всех, вместо дани любве и благодарения жестокия муки приемый. Иисусе, нас ради весь день язвленный, уврачуй язвы душ наших; Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем».

Этот акафист не был изначально в богослужебном чине, составленном митрополитом Петром Могилой. Однако народное рвение со временем сделало его неотъемлемой частью пассий.

В конце службы всех верующих призывают подойти и поклониться перед Распятием, которое перед началом пассии выносят и ставят на середину храма.

Для чего нужны пассии?

Чин пассии с его великопостными молитвами должен возносить нас на Голгофу, словно делая всех молящихся свидетелями Страстей Господних, а главное, напоминая нам о конечной цели Великого поста — сораспятии со Христом и последующем Воскресении. Пассия как одна из составляющих Великого поста, ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы, подготавливая к встрече с Седмицей Страстей Христовых и Его Славному Воскресению. Мы сопереживаем, насколько это возможно человеку, со Христом последние дни Его земной жизни, становимся бок о бок, трагедия всего человечества и его грядущее искупление становится еще ближе, еще понятнее. Пространство и время, словно смешиваясь и стирая рамки, ставят нас лицом к лицу с вселенскими происшествиями. Словами одного священнослужителя, во время пассии мы настолько близки Страстям Христовым, что в голове невольно рождается: «А какова моя роль в вечно разворачивающихся событиях Евангелия? Мы перебираем в уме всех персонажей и думаем, а где был бы я? А точнее, где я посреди этих Страстей?»

Были бы мы с Пилатом? Или с воинами? Илии с фарисеями? Или с Иудой? Или с благоразумным разбойником? А может мы бы были среди тех, кто был с Господом до конца? Распятие Спасителя было историческим фактом, произошедшим в определенный день конкретного года в конкретном городе. Но на более высоком уровне это событие происходят вне времени. Мы отчасти такие же причастники того страшного и в тоже время спасительно дня для всего человечества. Действительно, в этом Распятии продолжает принимать участие современное человечество, каждый отдельный взятый человек становится на сторону того или иного библейского лица. Мы продолжаем Его предавать, распинать, вбивать гвозди и умывать руки. Новомученики показали прекрасный и достойный пример жизни во Христе, они были теми, кто претерпел до конца и остался у Распятия. А кто мы?

Мы совсем не посторонние зрители, а участники этой драмы и этого спасения. А пассия еще одна возможность в великопостные дни, забыв про мирские хлопоты, почувствовать рядом Христа, приготовиться к встрече Его Воскресения, а значит и нашего всеобщего Воскресения из мертвых.

Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ, ответственная за работу с молодежью на приходе)

Опубликовано в Вестнике №37. март 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *