Жизнь как песня соловья (в усадьбе композитора)

 

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…

А. А. Фет.

Такими были первые впечатления, полученные будущим знаменитым русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой в родовой усадьбе Новоспасское. Как писала впоследствии его сестра «после первого крика новорожденного под самым окном ее (матери) спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья, с его восхитительными трелями». Символичным оказалось вхождение композитора в мир. Дивная

песнь птицы, с античных времен ассоциирующейся с талантом, певческим даром, божественной чистотой и муками любви, предзнаменовала жизненный путь Глинки — основоположника русской классической музыки, национальной оперы и русского бельканто (с итал. bel canto — «красивое пение»).

Он родился ранним утром 1 июня 1804 года в семье отставного капитана Ивана Николаевича Глинки и его жены Евгении Андреевны. У Михаила было шесть братьев и две сестры. В автобиографических «Записках» он вспоминал впоследствии: «Наше семейство многочисленно, но очень дружно». По отцовской линии Глинка принадлежал к старинному польскому шляхетскому роду. Дед его, отставной майор, в конце XVIII века получил во владение село, расположенное недалеко от города Ельни, на берегу реки Десны. В 1786 году он построил каменную Спасо-Преображенскую церковь в стиле барокко, в честь которой село и было названо Новоспасским. В новую церковь была заказана точная копия Тихвинской иконы Божьей Матери, и в честь этого образа был освящен второй престол храма, в котором венчались родители Михаила, и был крещен он сам. Во время нашествия Наполеона церковь удалось сохранить. Храм действует и по сей день.

По воспоминаниям сестры композитора Людмилы Ивановны Шестаковой, «отец…<Глинки> был от природы умный и по тому времени очень образованный молодой человек. Он выстроил новый двухэтажный деревянный дом в 27 комнат, который обставил с изысканной роскошью… Потолки парадных комнат были расписаны, стены обиты бархатными обоями. Мебель — только из особого дерева. Всюду огромные зеркала, паркеты, люстры, два фортепиано — для музицирования». Преобразил он и усадьбу, которая приводила всех гостей в восторг. Особенно поражал воображение посетителей необыкновенной красоты парк. «Цветочный сад…был весь усеян» прекрасными растениями, «фонтаны, каскады <прудов>, островки, галереи, беседки…», остров Муз, «Святой родник» и Амуров лужок. Близ усадебного дома были расположены тенистые аллеи. Неподалеку рос могучий дуб, под сенью которого, по преданию, Глинка написал свою партитуру оперы «Руслан и Людмила».

В этом «приюте вдохновенья»[2] провел Михаил Глинка первые 12 лет своей жизни. Именно атмосфера усадьбы, влияние няни Авдотьи Ивановны, привившей ему любовь к народному творчеству, песни крестьян и перезвон колоколов Преображенской церкви, разносившийся окрест на десять верст, впоследствии сформировали стиль музыки композитора. Об этом он сам напишет в «Записках»: «и, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую музыку». Всерьез Глинка начал заниматься музыкой лишь с 10 лет. Скрипка, фортепиано, собственные сочинения… Первой его учительницей стала приглашенная из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер. В 1822 году Глинка начинает пробовать себя в роли композитора. А до этого он изучает музыку Западной Европы, участвует в музицированиях дворянских салонов и изредка руководит оркестром своего дяди Афанасия Андреевича. А уже через три года родители определяют Михаила в столицу — в Благородный пансион при Главном педагогическом училище, где его гувернером стал поэт и декабрист В. К. Кюхельбекер. Именно там, в пансионе, познакомился Михаил с Пушкиным, общение с которым продолжилось и впоследствии. На его стихи Глинка сочинял романсы и создал оперу по произведению великого поэта. По словам критика Владимира Васильевича Стасова, «во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой — в музыке».

В 1830-м году Глинка отправляется в Италию, где начинает изучать бельканто[3]и сочинять в итальянском стиле. Но уже через 4 года композитор возвращается на родину и решает писать в русском национальном стиле. По совету В. А. Жуковского он начинает работу над оперой «Иван Сусанин», переименованной впоследствии в «Жизнь за Царя». В 1836 году опера была поставлена на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге и имела огромный успех. Через 5 лет была поставлена и опера «Руслан и Людмила».

Последующие несколько лет композитор проводит за границей. Лишь в 1847 году он возвращается в родную усадьбу, неизменно дарившую ему творческое вдохновение. Именно здесь он «работал, отворивши дверь в сад, и впитывал в себя чистый бальзамический воздух» («Записки»), слушал пение птиц и сочинял бессмертную музыку. Скончался Михаил Иванович Глинка в феврале 1857 года в Берлине. По просьбе сестры прах композитора перевезли в Петербург и перезахоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. После смерти композитора имением владели его сестры — Л. И. Шестакова и О. И. Измайлова. В 1878 году оно было продано купцу Ф. Т. Рыбакову, разобравшему усадебный дом и перевезшему его в Коломну, где он сгорел при пожаре. Только в 1980-м году на месте прежнего фундамента был восстановлен усадебный особняк в стиле классицизма и в 1982-м году открыт музей композитора.

На сегодняшний день в музее представлена интересная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Михаила Глинки, экспонатами которой являются подлинные вещи композитора, переданные родственниками музею, комната птиц, столь любимых им, усадебный парк. Ежегодно в конце мая — начале июня в Новоспасском проводится музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки.

Весна — время пробуждения природы, творческого начала, время надежд. Красота усадьбы, утопающей в цвету сирени, пении соловьев и в музыкальной гармонии, — это возможность соприкоснуться с величием подлинного Искусства и «постигнуть счастье на земле», увидев «в небесах Бога»[4].

Адрес музея: деревня (село) Новоспасское Ельнинского района. Тел: (48146) 3-25-13; 3-25-16. E-mail: muzejusadbamiglinki@mail.ru

Часы работы: ежедневно с 10.00 до 17.00. Касса до 16.30. Выходной — понедельник; санитарный день — последняя среда месяца.

Апяри М. В. (филолог, выпускница ФФ МГУ)

[2] А. С. Пушкин.

[3] Итал. Bel canto — стиль вокала.

[4] М. Ю. Лермонтов.

Опубликовано в Вестнике №37. март 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *