Непонятый старец: прп. Порфирий Кавсокаливит

2 декабря — день памяти святого

Хотя греческий старец Порфирий Кавсокаливит был прославлен еще в декабре 2013 года, он пока не очень известен в России. А кто-то при этом успел составить о нем отрицательное мнение, поскольку не так давно известный профессор богословия А. И. Осипов выступил с резкой критикой Порфирия, предположив, что старец находился в прелести.

Книги со словами Порфирия выходили на русском языке задолго до его канонизации. Были опубликованы его автобиография, различные наставления и беседы. Для первого знакомства со старцем и его наследием лучше всего подходит, думается, «Цветослов советов» — сборник, составленный из различных публикаций, в котором рассказы о старце и его слова распределены по темам.

Главным тезисом критики, прозвучавшей в адрес Порфирия, было утверждение, что он призывал оставить борьбу с грехом и страстями, концентрируясь исключительно на любви к Богу. И среди слов старца можно встретить, как кажется, некоторые основания для подобных суждений. «Зачем мы гоним тьму? — говорил он. — Давайте зажжем свет, и тьма уйдет сама». Или: «Когда к нам придет и вселится в нас Христос, Он займет всё пространство нашей души, и тогда уйдут все наши неверные представления, все проблемы, все скорби… Уйдет и грех».

Можно ли на этих и подобных словах основывать вывод об отрицании Порфирием традиционной аскетики? Если мы прочитаем и его собственные слова, и рассказы учеников, то увидим, что старец не отвергал борьбу с грехом как таковую. «Подвизайся, борись за то, чтобы стать бессмертным уже сейчас, умерев здесь на земле для своего ветхого человека» — наставлял он. Но Порфирий делал главный акцент на другом — не на борьбе со злом, а на стяжании благодати, как это показывает его притча: «У нас есть сад. Часть его занимают цветы, а часть — колючие кустарники. Если мы пустим воду к цветам — они будут хорошо расти, а дикий кустарник, оставшись без воды, засохнет».

По словам одного современного греческого богослова, «старец Порфирий был совершенно не согласен с ведением фронтальной битвы со злом. Он считал, что тот предмет, к которому ты устремляешь ум, на который нацеливаешь свои силы, будет определять твое существование… Свет и его распространение прогоняет тьму, а не борьба с тьмой как таковой». Без верного направления к Христу бесконечная борьба со злом только изматывает человека и вредит его духовной жизни.


 

Когда начинают собирать воспоминания о старцах, среди них почти что неизбежно встречаются слова, сказанные конкретным людям в конкретной ситуации.

 

 


Это касается и такой очень актуальной для Русской Церкви темы, как страх перед дьяволом, различными паспортами, кодами, «чипами», в которых иным православным видится «печать антихриста». Во времена Порфирия в Греции тоже были подобные настроения, и как же он к ним относился? Да просто — «если мы имеем в себе Христа, антихрист не может причинить нам никакого зла»! Он просто не найдет в нас для себя места. Старец говорил даже, что «если бы сейчас пришел сам антихрист с лазерным прибором и насильно поставил на мне печать 666, я бы не расстраивался». Конечно, это не значит, что Порфирий был согласен поклониться антихристу. Здесь идет речь не о добровольном поклонении, исповедании, подчинении, а о внешнем принятии того, что не имеет над тобой власти.

Слова старца Порфирия бывают непонятны настолько, что могут показаться соблазнительными. Вот он объясняет отношение Бога к верующему и говорит как бы от лица Иисуса Христа: «Христос — наш друг, и Он говорит: Вы — Мои друзья. Я не желаю, чтобы вы смотрели на Меня так: что Я — Бог, что Я — Бог-Слово, что Я — ипостась Святой Троицы. Я хочу, чтобы вы смотрели на Меня как на своего, как на вашего друга, заключили Меня в свои объятия».

Невозможно представить, чтобы Порфирий, погруженный в церковную жизнь, изучавший Писание и Святых Отцов, сознательно или по неведению отвергал догмат о божественности Христа. Этими словами он пытался донести до слушателей, что Бог близок, Он не есть нечто далекое, величие которого не дает к Нему подступиться. При этом речи старца о близости Бога к человеку, о любви Христовой не создают ощущения слащавости или панибратства, как высказывания разных сектантов, поскольку у Порфирия эта тема неотделима от смирения и глубокого осознания своей недостойности перед Богом.

Когда начинают собирать воспоминания о старцах, среди них почти что неизбежно встречаются слова, сказанные конкретным людям в конкретной ситуации. Составитель «Цветослова советов» понимал это, поэтому предварил свой труд такими словами: «Многие из советов Старца носят очень личный характер и поэтому для нас могут быть неприемлемы… Когда нам будут непонятны, возможно, в силу нашего духовного несовершенства, некоторые советы отца Порфирия, не стоит этим смущаться».

Не следует забывать, что такие святые, как свт. Игнатий (Брянчанинов) и прп. Макарий Оптинский предупреждали об опасности переживания «любви к Богу» без очищения от страстей. Как представляется, старец Порфирий получил очень сильный личный духовный опыт и пытался передать его слушателям, понимая при этом, что такие вещи не вмещаются в слова — они постигаются опытом. Речь старца образна, в чем-то это — поэзия. Учитывая это, не следует, конечно, впадать в самообольщение и каждое собственное душевное движение воображать «любовью Христовой».

Есть еще несколько интересных и важных особенностей духовной жизни отца Порфирия. Он глубоко уважал людей и их свободу. Сохраняя верность православию и определенную строгость, Порфирий тем не менее, никому ничего не навязывал, никого не пытался «согнуть» и говорил о религии лишь тогда, когда слушатели были к этому расположены.

Старец любил мир — в хорошем смысле. Своим духовным детям он давал советы не только в духовных вопросах, но и в мирских делах: где и как строить дом, как питаться, беречь здоровье. Порфирий интересовался наукой и искусством, «читал книги из самых различных областей знаний… по медицине, физике, астрономии и т. д.». Вспоминали, что он сам соорудил антенну и радиоприемник в монастыре, в котором жил. Старец говорил: «Созерцая природу, деревья, растения, птиц, пчел, цветы, море, рыб, звезды, луну, солнце и прочее великое множество прекраснейших Его (Бога) творений, мы обращаем свой ум к Богу и стараемся полюбить их… Любовь к творению является важным этапом на пути к любви Христовой, но еще важнее любовь к ближнему».

Память преподобного Порфирия Кавсокаливита празднуется 2 декабря (19 ноября ст. ст.).

 

 

Дмитрий Игумнов (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *