Просветительница Западной Руси: преподобная Евфросиния Полоцкая

  Что мы себе представляем, говоря о женщинах Средних веков? Зачастую это полное бесправие, подчиненность мужу, отсутствие свободы выбора жизненного пути и возможности участвовать в жизни государства и общества. С одной стороны, традиционное общество было действительно патриархальным — мужчины правили, строили и сражались, женщины — занимались домом и семьей. Но вместе с тем были в те времена и женщины, понесшие на себе вполне мужские труды и подвиги. Это и равноапостольная княгиня Ольга и благоверная грузинская царица Тамара, и византийские императрицы Ирина и Феодора. А также — преподобная полоцкая княжна Евфросиния.

Родилась святая Евфросиния в начале XII века в Полоцком княжестве, которое располагалось на территории современной Белоруссии. До пострига ее звали Предиславой. Юная княжна с детства овладела грамотой, полюбила читать Священное Писание и другие книги. Когда ей исполнилось двенадцать лет, отец, князь Георгий, готовился выдать ее замуж. Но, как оказалось, Предиславу такая перспектива не устраивала. Она отправилась к игуменье, своей родственнице — вдове князя Романа, дяди Предиславы, — и просила постричь ее в монашество. Та, видя юный возраст и красоту девушки, поначалу не соглашалась, но твердая воля и глубокие познания Предиславы убедили ее принять прошение. В постриге Предислава получила имя Евфросиния. Отцу пришлось смириться с ее решением.

  Проведя какое-то время в монашеских трудах, Евфросиния взяла у полоцкого епископа Илии благословение на новый подвиг. Она затворилась в келье при Софийском соборе в Полоцке и занялась переписыванием книг. Сегодня нам, живущим в эпоху ксерокопирования и электронных текстов, уже непросто понять, что значила книга и ее создание в Средневековье. Книги писались на пергаменте и стоили очень дорого. Книгописец должен был тщательно выписывать каждую букву, соблюдая расстояние между ними. Заглавные буквы украшались особыми рисунками. Переписывание книг считалось не просто работой, но духовным деланием.

Прошло еще время, и Евфросиния вышла из затвора на новый подвиг. Трижды во сне ей являлся ангел, изводил ее за город к деревянной церкви и велел оставаться на этом месте, поскольку на нем «Бог многих приведет ко спасению». Ангел явился и епископу Илии, и после этого было решено отдать это место, называвшееся Сельцом, Евфросинии. Возможно, в Сельце уже существовал небольшой монастырь. Стараниями Евфросинии в нем была построена каменная церковь Преображения Господня, а вскорости — еще одна церковь, Богородицкая, и при ней также устроен монастырь. В Спасо-Преображенском монастыре действовало училище для девочек, библиотека, иконописная мастерская. Он стал настоящим культурным центром Полоцкой земли. Но главным просветительским делом Евфросинии был пример ее собственной жизни. Монахинь она призывала к внутреннему преображению, как свидетельствуют ее включенные в Житие слова: «Приготовьте из себя чистую пшеницу Христову, совершенствуйтесь постническими трудами своими, подвизаясь в смирении, чистоте, любви и молитве, и тогда приготовите из себя хлеб, приятный Богу». В эпоху распада Киевского государства на удельные княжества и борьбы за власть Евфросиния являла собой идеал духовного мира так же, как спустя два столетия — преподобный Сергий Радонежский уже в Московской Руси.

Благодаря Евфросинии появились две святыни Белорусской земли — Полоцкая икона Богородицы и крест, названный ее именем. Полоцкую икону преподнесли, по просьбе Евфросинии, в дар обители из Эфеса; по преданию, она восходит к евангелисту Луке. Крест Евфросиния заказала у мастера-ювелира Лазаря Богши. Он был сделан из кипариса, украшен золотом и драгоценными камнями. В кресте хранились частица Креста Господнего, мощи святых Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия Солунского. Крест долгое время хранился в Полоцком монастыре, но, к сожалению, пропал во время Великой Отечественной войны. Сейчас изготовлена его копия.

В конце жизни Евфросиния отправилась в Иерусалим, в паломничество к святым местам. Ее сопровождали брат Давид и двоюродная сестра Евпраксия, также принявшая монашество. Они ехали через Константинополь, где Евфросиния встретилась с императором Мануилом Комнином и получила благословение патриарха.

В Иерусалиме Евфросиния поклонилась Гробу Господню, хотела прикоснуться к водам Иордана, но ее настигла болезнь. Паломники принесли ей иорданской воды, старая игуменья умылась ею и вскоре предала душу Богу. Произошло это 24 мая 1173 года. Тело Евфросинии было погребено в русском Богородице-Феодосиевском монастыре.

Меньше чем через двадцать лет султан Саладин захватил Иерусалим, отвоевав его у крестоносцев, и выгнал из города христиан. Уходя, русские монахи забрали мощи Евфросинии и захоронили их в Киеве. Только в начале XX века они были перенесены в полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь. Память преподобной Евфросинии Полоцкой празднуется Церковью в день ее кончины, 5 июня (23 мая ст. ст.), а также в Соборе Белорусских святых в третью неделю по Пятидесятнице.

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Опубликовано в Журнале Бронная слобода №40. июнь 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *