Дом с мезонином

Бог создал мир из ничего.

Учись, художник, у Него[1]

«Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором — пускай! Они — благоразумие… Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения…» — это строки из письма Исаака Левитана к Чехову. Продолжить чтение

«Ангел Пергамской Церкви»

«И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Отк. 2, 12–13).

О священномученике Антипе Пергамском, который упоминается в этих словах из Откровения Иоанна Богослова, известно немного. Он был поставлен, видимо, самим Иоанном Богословом епископом в город Пергам на западе Малой Азии. В то время там, как и повсюду в Римской империи, процветало язычество. «Престолом сатаны» здесь называется храм Асклепия, бога медицины. В результате проповеди Антипы многие жители Пергама отошли от язычества. Жрецы требовали от епископа прекратить проповедь и принести жертвы идолам. Антипа отказался это сделать, говоря, что не станет поклоняться ложным богам, которые выдуманы людьми и сказания о которых наполнены пороками. Язычники бросили Антипу в раскаленного медного вола в храме Артемиды, где он предал душу Богу. Христиане погребли тело святого, которое не было тронуто огнем. Вскоре его гробница стала источником исцелений.

Память сщмч. Антипы празднуется 24 (11 ст. ст.) апреля. В Москве храм в честь Антипы Пергамского находится в Колымажном переулке, рядом с Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Опубликовано в Вестнике №38. апрель 2018 года

Источник Жизни

Православная Церковь знает великое множество почитаемых икон Пресвятой Богородицы. Все они имеют различные названия и особенности написания, но изображена на них Единая Приснодева Мария. Одной из таких икон является образ Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». На иконе Богородица с Богомладенцем на руках обычно изображается в некоей чаше, из которой изливается вода для всех жаждущих. Такая иконописная традиция восходит к посвященной Богородице роще в Константинополе, в которой находился прославленный чудесами источник.

Византийская святыня

Существует предание, что в V веке будущий византийский император Лев Маркелл отвел слепца в эту рощу, в то время заброшенную. Там Лев услышал голос Богородицы, повелевающий напоить слепого водой из источника и положить тину из него ему на глаза. Когда это было сделано, слепец прозрел. Став императором, Лев очистил источник и построил над ним храм во имя Богоматери. Несмотря на падение Византии и на то, что большинство ее святынь были обращены турками в мечети или полностью разрушены, храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» существует до сих пор. Вот уже сотни лет сюда приходят паломники набрать воды из источника и окунуться в его воды. В народе это место называется «Балыклы», то есть «Рыбная церковь». Согласно преданию, в 1453 году, в самый день падения Константинополя, у источника сидел старец и жарил ры бу. К нему подошел его послушник и сказал, что Константинополь пал. Старец не поверил этим словам и ответил, что скорее оживут рыбы, которых он только что жарил, чем падет великий город. Только он произнес эти слова, как его сковорода перевернулась, рыбы упали в воду и ожили. Сегодня, как и много веков назад, сюда стекаются толпы верующих и страждущих: православные, католики, представители других христианских конфессий, посещают это место и мусульмане — все со слезами просят Пречистую Деву о заступничестве. Да, даже от мусульман в этих местах можно нередко услышать: «Велика в женах св. Мария!»

Продолжить чтение

Плотию уснув…

Кто лежит во гробе?

Зачем в храме стоит гроб, и кто в нем покоится? Да, именно покоится, а не лежит… Это Сам Господь, Спаситель и Избавитель мира, отдавший себя на поругание и крестную смерть. Великая Суббота — день воспоминания телесной смерти Иисуса Христа, последний день перед Светлым Христовым Воскресением, перед нашим Всеобщим Воскресением!

Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя

Великая Суббота — это один из главных дней всей истории человечества. Почему? Потому что в этот день врата ада были разрушены, ибо Сын Человеческий победил смерть. Мы слышим: «Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии Рождшагося не приял», — это ад вопиет и плачет, что лучше бы он не принимал Того, Кто родился от Марии. Господь в этот день сошел душою в ад и возвестил всем прежде умершим о том, что исполнилось обетованное избавление человека от уз дьявола, потому что Сам Сын Божий искупил своей кровью грехи всего человечества. Можно только догадываться, что тогда было в аду: ликующие праведники, сраженные демоны… «Ужасеся ад, Спасе, зря Тя, Жизнодавца, богатство онаго расхищающа и сущия от века мертвыя возставляюща», ― поется в одном из песнопений Великой Субботы.

Но благая весть звучит пока только там, в мире мертвых, а здесь на земле мы все еще ожидаем воскресшего Господа и поэтому держим в памяти слова: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет», ― напоминание, о том, какою ценою куплено наше бессмертие.  Пресвятая Богородица лучше всех понимала эту цену. Она видела, как Он всё шел вперед, подводя страждущее человечество к долгожданному искуплению, а значит, неотвратимо приближая час своих Крестных Страданий. Ей вспомнилось тогда пророчество старца в храме на сороковой по Рождению ее Сына день (Лк. 2, 35) и вырвалось: «Увы, Симеоново совершися пророчество: Твой бо меч пройде сердце Мое, Еммануиле!» (Святая и Великая Суббота, утро, непорочны, похвала 121). Великая и где-то страшная тайна ― телесная смерть Сына Божьего стала началом всеобщей жизни и избавлением от смерти. Продолжить чтение

Что сказал Патриарх Кирилл в Болгарии и почему это было правильно…

«Патриарх устроил Болгарии семь минут позора», «Пастырская отповедь. Визит патриарха Кирилла в Болгарию обострил отношения Москвы и Софии», «Патриарх Кирилл вызвал в Болгарии политический кризис» — подобными заголовками пестрили российские и болгарские СМИ в начале марта, подводя итоги визита Святейшего Патриарха Кирилла в Болгарию.

Как получилось, что дружественный по своей сути визит стал причиной крупного дипломатического скандала?

Вообще, сам повод для поездки был вполне миролюбивый: болгары пригласили Предстоятеля Русской Православной Церкви на празднование 140-летия освобождения Болгарии от османского ига, в котором, как известно, императорская Россия принимала самое непосредственное участие. 2 марта Патриарх Кирилл встретился со Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом и членами Священного Синода Болгарского Патриархата. Продолжить чтение