День Святого Духа

В следующий за Троицей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ради величия Святого Духа, «яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы»[1] в противодействие ереси, отвергавшей Божество Святого Духа и Его единосущность с Богом Отцом и Богом Сыном. Как гласит первый канон Второго Вселенского Собора, «да не отменяется Символ веры трехсот восемьнадцати отцев, бывших на Соборе в Никее да предается анафеме всякая ересь, и именно: ересь Евномиан … Полуариан или духоборцев»[2].

День Святого Духа по своему положению в кругу литургического года относится к дополнительным памятным датам, «сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам, которые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории.»[3] Как память святых Иоакима и Анны относится к праздновавшемуся днем ранее Рождеству Пресвятой Богородицы, так Духов день связан с предшествующим ему праздником Святой Троицы. Богослужебные песнопения этого дня почти полностью заимствованы из службы праздника Пятидесятницы. Исключением является канон Святому Духу и седален по 3-й песни канона (в некоторых изданиях Триоди седален также входит входит в последование Пятидесятницы).

Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ,молодежный работник храма)

[1]Синаксарь. М., 2011.

[2] Правила Святого Вселенского Второго Собора, Константинопольского // Книга Правил. М., 2016

[3]Дебольский Г. Дни богослужения правосл. Церкви. СПб., 1901

Опубликовано в Вестнике № 29.июнь 2017 года.

День Святой Троицы и Пятидесятница – два названия, один праздник

Пятидесятница или День Святой Троицы празднуется Православной Церковью в 50-й день после Пасхи. В этот день Святая Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов, описанное в книге «Деяний» (Деян. 2:1-18). Двойное наименование праздника здесь неслучайно.

Название «Пятидесятница» неспроста указывает нам, что событие произошло именно на 50-й день после празднования Пасхи. Число 50 здесь имеет символический смысл, отсылающий нас еще к ветхозаветным временам. На пятидесятый день после исхода из Египта израильский народ получил от Бога десять заповедей, ознаменовавших союз между Богом и израильтянами. «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:3-6). Это событие стало днем рождения первой, Ветхозаветной Церкви, призванной подготовить народ к пришествию Мессии. В честь этого дня был установлен праздник Пятидесятницы (евр. Шавуо́т), на протяжении многих веков ежегодно праздновавшийся израильским народом. Продолжить чтение

Кто такой Люцифер?

История знает немало христианский понятий, значение которых многие или не знают вовсе, или понимают искаженно. Это не вина нынешнего века, а длительный процесс, начавшийся еще в Средние века. Мало кто из нас верно понимает значение таких понятий, как древний институт диаконис, символ змия в Священном Писании, «херувимский ладан» и т. д. Отсюда вытекает некорректное употребление этих слов в речи и неправильное отношение к этим явлениям (желание ввести женское священство, отвращение ко всему семейству змей, полуязыческие суеверия и т. д.). Сегодня мы поговорим об имени Люцифер и постараемся ответить на важный вопрос, насколько правомерно его отождествление с сатаной. Продолжить чтение

Вестник храма ап. и ев. Иоанна Богослова на Бронной № 28. май 2017 года

Читайте в номере:

  1. Рецепты от матушки Марийки.
  2. Страничка библиотекаря.
  3. Добрый медик. Первая помощь при укусе клеща.
  4. Православный паломник. Старый Оскол — город, в который хочется вернуться.
  5. Колонка наших прихожан. Дорога мужества.
  6. Церковный календарь на май.
  7. Прошедшие мероприятия в нашем приходе
  8. Анонс мероприятий на май
  9. Расписание занятий детской воскресной группы на май
  10. Расписание занятий воскресного лектория для взрослых на май
  11. Расписание богослужений на май

Вестник № 28. май 2017 года

Свт. Николай: «учений твоих гласом поражен был в сердце Арий»

Святитель Николай, Мирликийский чудотворец, часто изображается на иконах между Господом Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей, причем Иисус подает святому Евангелие, а Богородица — епископский омофор. Основано это изображение на предании об участии святителя Николая в заседаниях Первого Вселенского собора, собравшегося из-за ереси александрийского священника Ария, учившего, что Иисус Христос не равен Богу Отцу и является сотворенным существом. Не выдержав еретической проповеди, Николай ударил Ария по щеке прямо на соборе и был за это заключен в тюрьму, но затем другие епископы узрели в видении Христа и Богородицу вместе с Николаем и поняли, что его поступок оправдан.

Восприятие этого эпизода в Церкви неоднозначно. Опровергнуть или доказать присутствие свт. Николая на Соборе невозможно: списки его участников до нас дошли в неполном виде, а протоколы не сохранились. Древние песнопения и жития сообщают, что Николай «поразил» Ария морально и словесно: «учений твоих гласом/поражен был в сердце Арий/и богословскими твоими сетями/был связан язык Евномия». Прп. Симеон Метафраст в житии святителя писал, что он «решительно восстал против ереси Ария», опроверг ее и определил «для всех незыблемый канон православной веры». А вот свт. Димитрий Ростовский приводил предание, что Николай не просто «поразил» Ария, но ударил его физически. Продолжить чтение